Работа по расчистке дна будущего водохранилища закипела еще за шесть лет до войны. По расчетам инженеров, затоплению подлежала территория размером в парочку Люксембургов. На ней находились город Молога, более 600 деревень, старинные имения Мусиных-Пушкиных. Предстояло эвакуировать свыше 130 тысяч человек. В большинстве люди уезжали безропотно. Самые предприимчивые разбирали свои дома и сплавляли по реке в другие деревни. Встречались и упрямые. Недавно в архивах обнаружили рапорт начальника Московского отделения НКВД, в котором сообщалось, что 294 человека категорически отказались от переезда и погибли в воде...
Саперы взрывали покинутые дома и церкви, а команды зэков из Волголага вырубали хвойные леса и дубовые рощи. Распиленные на бревна и отсортированные по размеру деревья складывали в штабеля для вывоза. Москву интересовала в основном сосна. Ее спасали в первую очередь. А вот на транспортировку дуба времени не хватило. Тогда штабеля вновь рассыпали по земле, чтобы после затопления топляки не царапали днища судов. Летом 41-го огромную территорию затопили. Город Молога с тех пор показывался людям лишь дважды. В самые засушливые годы уровень моря падал, и из воды возникали фрагменты мостовых, фундаменты домов, кованые решетки оград и надгробные плиты. Тогда по занесенным илом улицам ходили любопытствующие рыбинцы.
В их числе был и Юрий Кривов. Однако куда больше печального остова города его интересовали запасы дуба, оставшиеся на дне. Дело в том, что от длительного пребывания в воде дуб становится необыкновенно крепким - даже жучок его не берет - и приобретает благородный темный цвет. Мореный дуб может служить веками. "Негоже оставлять его морю", - думал Кривов. Речь действительно шла об огромном богатстве. Испокон веков местность славилась лесами. "Более всего с колокольни поражает взор густая зелень обширных дубрав", - витиевато отмечено в книге "Город Рыбинск", изданной век назад. Спустя годы Госторг приценивался вырубить их для экспорта и даже отрядил экспедицию. По данным разведки, территория инвалютных дубрав составила около 5000 гектаров. Планам помешало строительство водохранилища.
Где именно рассыпаны бесценные штабеля - неизвестно: документы исчезли вместе с НКВД, которому подчинялся Волголаг. Поэтому искать сокровище Кривов начал в 70-х своими силами. На руку сыграло то, что в юности он серьезно занимался подводным плаванием. С аквалангом побывал на Белом и Баренцевом морях. А в родном городе тренировал клуб аквалангистов. Про выгоду не думал. Поиск дуба воспринимался как приключение, которое при удачном исходе обеспечит работой местный мебельный комбинат. Сначала пытался искать поддержки у властей. Однако выделить казенный катер с баком солярки горисполком отказался. В результате Кривов штурмовал рукотворное море сам. Нашел чугунные ограды, каменные здания и паровоз. Не было только дуба. Крахом окончилась и последняя "доперестроечная" попытка исследовать дно, ныряя со старенького катера. Что, впрочем, неудивительно: в иных местах глубина водохранилища превышает 30 метров.
К поискам Кривов вернулся уже сегодня. По коммерческим соображениям: узнал, что цена кубометра мореного дуба доходит до 500 долларов. Стоимость же того, что лежит на дне водохранилища, и вовсе исчисляется миллионами. Недавно вместе с товарищами он вновь опустился в Рыбинское море. Погружение вышло неудачным. В воде стояла стойкая муть, за которой предметы терялись на расстоянии вытянутой руки. Не помогли и мощные переносные прожектора. В итоге клад, как всегда, ускользнул от старателей.
Но Кривов не унывает. Из достоверного источника он узнал, что склады дуба находились, скорее всего, у берегов острова Юршенского. Сейчас он готовит туда новую экспедицию. Тем более, время работает на него: чем дольше дуб лежит под водой, тем выше его цена.
КЛАД В РУКИ НЕ ДАЕТСЯ
Опубликовано 01:01 30 Июля 2002г.
Накануне войны Волгу в районе Рыбинска перекрыли плотиной гидростанции. На дне рукотворного моря оказались деревни, храмы и монастыри, а также штабеля дубовых бревен, которые не успели вывезти. С тех пор залежи мореного дуба не дают покоя искателям кладов: по нынешним меркам, они стоят миллионы. Очередную попытку найти богатство предприняли недавно местные аквалангисты.
Комментарии
Сергей
02 Января 2014, 22:31
Забыл подписаться
Гость
02 Января 2014, 22:27
Не знаю смотрит ли Alex комментарии к своему высказыванию о морёном дубе Рыбинского водохранилища. Он в корне не прав, из морёного дуба 1000-летней давности делать ни чего нельзя, только печки топить. Эта древесина относится к самовалу, то есть реки меняли направление русел с о столетиями и дубы валились как попало и они запескованы и проморожены многократно. Словом мусор с отходами до 80-ти процентов. А рыбинский дуб уложен специально для будущих поколений. Я его нашёл проведя 6 научных экспедиций ещё 20 лет назад, но денег ни кто не даёт, да и мешает некая таинственная сила. Ярославская администрация тоже не владеет информацией где именно залегают штабеля и вовсе не рассыпанные, а стянутые канатами с руку толщиной и притянутые к земле. Скажу только одно, что штабеля лежат на территории Федерального Агенства водных ресурсов коей является Рыбинское водохранилище. Так что любой, у кого есть деньги, может собрать экспедицию и поднять 2000 кубов ценнейшего материала
Loading...