03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГОРОД С ВИДОМ НА БУДУЩЕЕ

Миовский Андрей
Опубликовано 01:01 30 Июля 2002г.
Город-герой. Город-порт. Город-труженик. Много звонких эпитетов-характеристик у Новороссийска. Раскинувшийся по обе стороны Цемесской бухты на месте старинных турецких крепостей, этот город стал не только "южными воротами" России со стороны Черного моря, но и сердцем всей Кубани - от его "здоровья" во многом зависит самочувствие Краснодарского края.

Туристы, как правило, проезжают Новороссийск стороной, направляясь в более приспособленные для размеренного летнего отдыха Анапу и Геленджик. Все, кроме детей. Их привозят сюда автобусами, которые выстраиваются прежде всего возле аквапарка - лучшего на всем побережье до самого Туапсе. Аквапарк - по европейским меркам небольшой, но построен по последнему слову техники. Он теперь соперничает с Малой землей, в советские времена бывшей местом особого внимания туристов. Благодаря аквапарку сегодняшние гости Новороссийска значительно помолодели. Они готовы даже постоять в очереди ради ни с чем не сравнимого удовольствия с визгом прокатиться по журчащему пластиковому желобу и поплескаться в искрящихся струях фонтана, бьющего посреди небесно-голубого бассейна.
Такой успех аквапарка заставил городские власти всерьез задуматься над благоустройством и реконструкцией городских парков, многие из которых стали уже превращаться в пустыри. И хотя вокруг программы реконструкции идет немало споров, в городской администрации уверены: она необходима.
А работать город любит и умеет. Ни на минуту не останавливается Новороссийский морской торговый порт, но корабли все равно выстраиваются в очередь на рейде в ожидании разгрузки. Почти как дети на входе в аквапарк, только спокойнее.
- Если бы позволяли возможности, порт обслуживал бы гораздо больше судов, чем сейчас, -говорит мэр города Валерий Прохоренко. - После распада Союза он оказался не только самым крупным, но едва ли не единственным в России универсальным морским портом с круглогодичной навигацией. Сегодня ему нужны новые терминалы, причалы, станции разгрузки. И решать эту проблему нам придется в ближайшее время.
Казалось бы, куда расширяться? Порт занимает узкую полоску земли между горной цепью и берегом бухты. Горы-то с места не сдвинешь. Остается одно - выходить в море. Как это, кстати, практикуется во многих странах мира. Насыпные острова и уходящие в море грунтовые "косы" уже давно стали обыденностью. Дешевыми подобные проекты не назовешь, но деваться некуда. Простой кораблей на рейде обходится в копеечку. Можно подсчитать, сколько дополнительных денег поступило бы в городской и краевой бюджеты после увеличения пропускной мощности порта. Десятки миллионов долларов составят таможенные сборы. А это - новые квартиры, новые школы, детские сады. Наконец, новые аквапарки, аттракционы. А почему бы и нет? Дети, по крайней мере, возражать точно не будут.
Так что строить придется, и это понимают в администрации Краснодарского края, в правительственных кабинетах. В конце концов знаменитую Куршскую косу в Прибалтике насыпали и вовсе едва ли не вручную. И по сей день заслуженно гордятся сделанным. Впрочем, в администрации Новороссийска считают, что проект не окажется убыточным для города, будет приносить в бюджет прибыль. Все зависит от того, как организовать дело.
- Мы внимательно изучаем опыт других городов и муниципальных образований, - говорит В.Прохоренко. - И приходим к выводу, что современные способы организации вполне могут быть не затратными для бюджета. Вопрос в том, как привлечь инвесторов. Ведь экономическое развитие города выгодно для всех.
- В последнее время жить и работать в Новороссийске считают за честь многие крупные инвесторы. Городским властям остается лишь направить их энергию и возможности на реализацию нужд города. Благодаря такой политике Новороссийск не только остается одним из социально благополучных городов на побережье, но и в 2001 году вошел в число призеров конкурса "Самый благоустроенный город России". Правда, администрация восприняла решение конкурсной комиссии как аванс на будущее - ведь проблем в городе хватает. Взять хотя бы сферу жилищно-коммунального хозяйства, которая требует полной модернизации. Вместе с тем многое меняется к лучшему. Ремонтируются гостиницы, ведутся работы по благоустройству улиц, есть план реконструкции когда-то знаменитой новороссийской набережной с пляжами и тенистыми скверами. В городе возобновилась жилая застройка - в этом помощь оказывают московские строители. В последние годы Новороссийск стал едва ли не крупнейшим донором всего Краснодарского края, давая до четверти всех поступлений в краевой бюджет. В этом году их объем на треть превысил запланированные.
Основа благополучия, разумеется, - морской торговый порт. И пока ученые думают над задачей расширения территории "южных ворот" России, сами портовики наращивают объемы производства. Кажется, расти уже некуда - и так здесь все работает как часовой механизм. Но факты говорят об отнюдь не исчерпанных возможностях роста производства: за пять месяцев нынешнего года грузооборот порта составил 26,16 млн. тонн, или 111,8 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. Почти вдвое вырос и объем перевалки зерна - он достиг 860 тыс. тонн. Благодаря тем самым инвесторам, которых с помощью краевых и городских властей удалось привлечь в экономику, в последние годы в порту появились новые терминалы и оборудование. И, что особенно важно, значительное развитие получила социальная сфера. Средняя зарплата работников порта сопоставима с московскими параметрами.
Без участия морского порта в Новороссийске не обходится ни одна благотворительная акция. Только в минувшем году портовики перечислили на эти цели 170 миллионов рублей. К ним добавились почти полмиллиона рублей недавних отчислений в помощь пострадавшим от наводнения жителям Темрюкского района.
Стоит ли удивляться тому, что главными для города всегда являются новости из порта, что именно деятельности "морских ворот" городские власти уделяют особое внимание. Примечательная деталь: в порту рядом с танкерами плавают лебеди, хотя, как известно, лебедь - птица привередливая. Факт, казалось бы, незначительный. Но вспомним: в середине девяностых годов местные экологи устраивали митинги и шествия, протестуя против загрязнения моря, теперь за чистотой воды следят очень строго, за малейшие нарушения штрафуют нещадно. Результат налицо - даже на нефтеналивном терминале "Шесхарис" ОАО "Черномортранснефть" и на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума во время загрузки танкеров, как ни принюхивайся, запаха нефти не почувствуешь...
А почувствуешь лишь очарование действительно самого синего в мире Черноморья, очарование города с ярко выраженным видом на будущее.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников