"НЕСТАНДАРТНЫЕ" ДЕТИ

По статистике, в российских учреждениях для умственно отсталых обучается около 400 тысяч ребят. На днях в Звенигороде состоялся фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями. Организаторы - преподаватели "Ковчега" (столичной школы N1321, где неполноценные дети учатся вместе с обычными) - попытались доказать: аутисты, дауны, дебилы - тоже люди, и относиться к ним надо соответственно...

Фестиваль - название не совсем точное. Скорее, получился выездной лагерь на базе подмосковного пансионата. Ребятам из "Ковчега" подобные лагеря не в новинку. Но в нынешнем году к ним присоединились сверстники из Нижнего Новгорода, Петрозаводска и группа аутистов, прибывших из Франции.
На поляне возле пансионата - настоящая юрта. "Ковчеговцы" мастерили ее всю зиму под руководством учителя географии Константина Куксина. Заядлый путешественник, он исколесил Бурятию, Монголию, Казахстан и Киргизию. После чего загорелся идеей сделать в школе музей "кочевых культур". Юрта - точная копия настоящей монгольской - самое подходящее место для экспонатов.
Неподалеку от юрты увлеченно полосует ножом свежесрубленное деревце парень в шортах и очках. Ему помогает голоногий белобрысый пацан. "Все дети знают, что такое скотч, - наставляет парень с нерусским акцентом. - И никто - что такое лыко". Знакомлюсь: классный руководитель группы "нестандартных" детей - Эккард. Он родом из Мюнхена. В "Ковчег" попал случайно: однажды на школьном дворе устроили традиционный футбольный матч - ученики против учителей. Команде последних не хватило игрока. "Позовите кого-нибудь с улицы", - посоветовала директор Александра Ленартович. "С улицы" привели двух немцев. После матча один из них подошел к директрисе: "Возьмите к себе моего приятеля. Он художник, учитель московской школы. Но она плохая, щами пахнет, а ваша - нет". Эккард остался и после нескольких лет обрусел настолько, что своими руками выстроил избу в подмосковной деревне Корчино.
Отличить "нормальных" детей от "нестандартных" на глаз порой невозможно. Вот ловко лепят фигурки из глины две девочки лет 12. Подруги - не разлей вода. А ведь у одной - параличный туберкулез, она состоит на учете у психиатра.
- Мне нравится здесь, - делится впечатлениями Сергей из Петрозаводска. Он все время улыбается, несмотря на то, что передвигается с трудом и только на костылях - последствие детского церебрального паралича. - Раньше я никогда не занимался керамикой, гончарным делом. А тут меня от круга гончарного не оттащишь!..
В стороне играют в волейбол мамы наиболее "тяжелых" - как правило, умственно отсталых - ребят. Оказывается, родители нуждаются в реабилитации не меньше, чем дети. С ними работает психолог из Питера Ирина Алексеева.
- Родители детей-инвалидов практически брошены обществом на произвол судьбы, - говорит она. - Им тяжело находить общий язык и со своим ребенком, и с окружающими. Они не могут нанять психолога, поскольку живут на пособие, часто в полной нищете. Удивительно, но мужья их не бросили. У большинства, кстати, детей двое, и второй - совершенно здоровый. Но и здесь возникают проблемы: дети стесняются "уродов" - своих братьев и сестер.
Растить "нестандартных" детей самостоятельно, без совета специалиста, и впрямь сложно. Например, на одном из "семинаров" с психологом родители заспорили: как бороться с пробуждающейся в ребенке сексуальной озабоченностью? Одернуть, запретить говорить на "эту" тему? Вместо объяснений Алексеева пригласила педагогов-французов. Те пришли и долго рассказывали, как доступно объяснять анатомию человека, процессы созревания. Сидящие в зале российские мамы краснели при слове "секс", потом начали возмущаться: "Да у них дети нормальные, раз такое понимают". Тогда французы привели своих подопечных, и все убедились: "их" дети - из разряда очень "тяжелых".
Пообщаться с французами удалось в кафе. Переводчица предупредила, что другого времени просто не будет: график занятий парижан расписан буквально по минутам - ребенок-аутист не должен сидеть без дела, его нужно постоянно "тормошить". Оказалось, все дети занимаются пением. Вместе с ними приехали преподаватель вокала, воспитатель и даже режиссер, снимающий на камеру, - в Париже эта пленка ляжет в основу документального фильма.
Французские дети держались непринужденно. Толстяк Филипп, дабы привлечь к себе внимание, несколько раз подпрыгнул и оглушительно хлопнул в ладоши. Темнокожая Ванесса, ничуть не стесняясь, пропела арию неплохо поставленным голосом. Никто из воспитателей на этот "бедлам" и ухом не повел, только улыбались в ответ. Кричать на детей здесь не принято, тем более - распускать руки.
Жить с неполноценным ребенком и при этом не воспринимать его как обузу - высокое искусство. К сожалению, в России такому не учат. В той же Франции, к примеру, ежегодно проводится День аутиста - "нестандартные" люди собираются на одной из центральных парижских площадей, веселятся и общаются. Почему бы не организовать нечто подобное у нас? Может, хотя бы это поможет понять: нельзя грубо делить людей на нормальных и недочеловеков.