Главная Культура 13:39 30 Июля 2020 2581
«Нас, вахтанговцев, голыми руками не возьмешь!»

Свой юбилей празднует Марина Есипенко, она же принцесса Турандот, Клеопатра и много кто еще

Анна Чепурнова
Марина Есипенко в спектакле «Берег женщин». Фото предоставлено Театром имени Вахтангова

16 лет она играла взбалмошную и прекрасную принцессу Турандот. Михаил Ульянов называл ее «артисткой вахтанговского стиля и вахтанговского вкуса». Родному коллективу Марина Есипенко верна уже 30 лет. А еще она не только актриса, но и муза своего мужа – барда Олега Митяева. 30 июля Марина Есипенко отмечает юбилей.

– Вахтанговский театр славится тем, что большинствo актеров работают в нем всю жизнь: Юлия Борисова, Василий Лановой, Людмила Максакова, не так давно ушедшие Михаил Ульянов, Владимир Этуш, Юрий Яковлев... Вы тоже продолжаете эту славную традицию – почему?

Целых 16 лет Марина Есипенко была Турандот - главной принцессой Вахтанговского театра. Фото предоставлено пресс-службой театра

– В театре, как даже в самой дружной семье, бывают ссоры и недомолвки, у каждого актера судьба складывается по-своему. Например, Юлия Константиновна Борисова около десяти лет сидела без ролей. Но именно от нее я услышала: «Марина, никогда ни в чем не вините театр. Могут быть неправы руководство, администрация, но только не сам театр!».

Случалось, некоторые актеры находили себе достойное место в других коллективах – например, Леша Кравченко, Юра Чурсин. Но многие действительно посвятили нашему театру всю жизнь. Критик Вера Максимова рассказывала: однажды на открытии Дома актера Марк Анатольевич Захаров хохотал над моей пародией, а потом спросил: «Как ты думаешь, пойдет она работать в мой театр?». На что Вера Анатольевна возмущенно ответила: «Что ты, вахтанговцы никогда не покидают свой корабль!».

– Когда вас после Щукинского училища взяли работать в коллектив, в нем был абсолютно звездный состав. Как к вам отнеслись в труппе?

– Почти сразу ввели на роль Абигайль в «Стакане воды», в котором играли Борисова, Яковлев, Максакова, Волынцев, Суханов. Все эти знаменитые коллеги старались помочь: перед моим первым выходом в спектакле сами сели в зрительный зал – посмотрели, как на мне смотрится костюм, дали советы гримеру. Большие артисты обладают удивительной способностью быть еще и людьми с большой буквы.

– И пресловутые театральные интриги обошли вас стороной?

– Снова приведу слова Юлии Константиновны: «Запомните, Марина, выяснение отношений в театре может быть только на сцене. Лишь там вы докажете, что из себя представляете». Сама она никогда не участвовала в закулисных разборках – и мне они тоже неинтересны. Никому не завидую, считаю, что у каждого в театре и в жизни своя ниша.

– Вахтанговцы славятся своими импровизациями, умением с блеском выходить из затруднительных ситуаций...

– Петр Наумович Фоменко говорил про такие случаи – «чем сложнее, тем интереснее». Да, нас, вахтанговцев, голыми руками не возьмешь! Расскажу историю про Вячеслава Шалевича, славившегося своим остроумием. Как-то в «Маленьких трагедиях» после первого акта занавес закрылся, оставив руку его убитого героя (Дона Карлоса) на виду у зрителей. Публика затаила дыхание, ожидая, что предпримет актер. Шалевич почувствовал это, поставил стоймя два пальца, изобразив человечка, и, перебирая ими, «ушел» со сцены. Под бурные аплодисменты зала.

А однажды в «нештатной» ситуации побывала я сама. В спектакле «Мартовские иды» у меня была роль Клеопатры, а у Михаила Александровича Ульянова – Цезаря. Про мою героиню он говорил монолог: «Сколько раз я держал у себя на коленях этого свернувшегося в клубочек котеночка, барабанил пальцами по ее маленьким коричневым ступням и слышал, как голосок возле плеча мне шептал...». Дальше шел мой текст. У Михаила Александровича в то время была огромная общественная нагрузка, на спектакли он часто приходил с различных заседаний очень уставшим, и как-то раз забыл слова. Помолчав некоторое время, он неожиданно в сердцах сказал: «Сколько раз я держал на коленях этого скотеночка...» А я-то стою, ожидая свою реплику, вся сияющая, в «царственной» позе и костюме от Вячеслава Зайцева! Как мы доиграли ту сцену, не знаю, всех актеров просто скрючило от хохота, а Михаил Александрович только тихо простонал «прости-и». Коллеги мне потом долго «скотеночка» припоминали.

– За тридцать лет вашего пребывания в театре в нем, наверное, многое изменилось?

– Ульянов, возглавивший коллектив, когда я туда пришла, был для актеров как отец родной: не только следил за нашими творческими успехами, но интересовался, как вообще дела, что происходит в семьях. Недавно Лена Ульянова, дочь Михаила Александровича, призналась мне: «Как я вам завидовала! Отец дневал и ночевал в театре, уделял вам гораздо больше внимания, чем мне!».

Спустя годы, начав хуже себя чувствовать, Ульянов стал искал преемника. Одно время кандидатом на эту роль считали Петра Наумовича Фоменко. О поставленных им «Без вины виноватых» говорила вся Москва, благодаря ему у нас открылось новое сценическое пространство – Малая сцена. Но вскоре Фоменко получил свой театр, а к нам пришел Римас Туминас – первый из руководителей театра, не являющийся учеником Вахтанговской школы. Тем не менее и с ним у нашего коллектива произошел мощный взлет.

В роли Коринн из оперетты «Мадемуазель Нитуш». Фото предоставлено Театром имени Вахтангова

Финансовые отношения в театре тоже меняются: раньше он был целиком на госдотации, теперь деньги надо зарабатывать. Приглашенный десять лет назад Туминасом директор Кирилл Крок блестяще справляется со своей работой. Сейчас у нас идет мощнейший ремонт, какого не было несколько десятков лет. Открылось несколько новых сценических пространств, к нам присоединился Театр им. Рубена Симонова. Артисты других театров завидуют, что у нас такой деятельный директор.

Словом, многие перемены Вахтанговскому театру идут на пользу. Но вот лично я сейчас в репертуаре практически не занята, играю лишь время от времени в своем творческом вечере под названием «В Александровском саду» в нашем Арт-кафе. А еще репетирую в готовящемся к выходу спектакле Михаила Цитриняка «Соломенная шляпка». Надеюсь, это будет бурлеск в лучших традициях Вахтанговского – с песнями, танцами, забавными диалогами.

– В наступающем сезоне ваш театр отметит вековой юбилей, а в 2022-м столько же лет исполнится с момента первой постановки «Принцессы Турандот». Не ожидается ли возобновление самого знакового вахтанговского спектакля?

– Я об этом не слышала. Хотя, если будет постановка, кто-то должен придумать новые интермедии, они ведь всегда были на злобу дня. Для третьей редакции «Принцессы Турандот» 1991 года, в которой участвовала я, их писал Виктор Шендерович. Не все приняли тот спектакль, но в репертуаре он продержался 16 лет. А выпускали мы его во время путча, я бегала на репетиции из своего театрального общежития на улице Чайковского (сейчас это Новинский бульвар) и видела танки, идущие по Садовому кольцу.

– Помогала ли вам в работе над ролью Турандот ее легендарная прежняя исполнительница – Юлия Борисова?

– Видите ли, с момента моего прихода в театр мне говорили, что мы внешне похожи. А мне всегда хотелось быть единственной и неповторимой. Поэтому, боясь в этой роли повторений, я сознательно не пересматривала старый спектакль в записи и не подошла за помощью к Юлии Константиновне – она меня даже потом спрашивала, почему. А с другой стороны – сожалею, что за столько лет ни одному режиссеру не пришло в голову использовать наше с ней сходство.

– В кино у вас почему-то меньше работ, чем на сцене.

– Долгое время я была занята в Вахтанговском очень плотно, играла по 15 и больше спектаклей в месяц, ни на что другое не хватало времени. Как-то мне предложили роль в одном из театров Парижа. Но для этого надо было уехать на два месяца. Сейчас молодые актеры в таких случаях просят найти себе замену и спокойно работают «на стороне». Но двадцать лет назад так поступать было не принято, я боялась подвести коллег, думала, что родной коллектив без меня «пропадет».

Был еще случай – позвали на телевидение на одну из главных ролей в многосерийном фильме, которые только стали у нас появляться. Но сыграть я должна была не слишком порядочную девушку, и это мне не понравилось, ведь в театре у меня тогда были сплошь положительные героини. Это теперь мне отрицательные персонажи тоже очень интересны, несколько лет назад я даже получила премию «Золотая лира» за злодейку Регану в «Лире» Владимира Мирзоева. Но все-таки моя тогдашняя наивность не была совсем уж безосновательной. Вот Василий Семенович Лановой – он и в жизни такой же, как в фильме «Офицеры». Конечно, артист должен быть очень масштабной личностью для того, чтобы на него равнялись целые поколения.

– Ваш муж Олег Митяев посвящает вам песни. Каково это – быть музой?

Своим главным с Олегом Митяевым творением Марина считает дочку Дарью. Фото из семейного архива

– Ради этого, наверное, стоило родиться на свет. Но все-таки муза в моем понимании – это что-то эфемерное. А я не только муза, но и жена, прожившая с Олегом 25 лет и за эти годы ни разу не испытавшая желания с ним развестись. Самое главное наше творение – дочь, которую мы назвали Дарья – «дар Божий». Олег, правда, признается, что иногда я действую на него как некий раздражитель, который тоже важен для творчества. Знаете, как в анекдоте про Бетховена: у него никак не пишется музыка, тут у заходит жена и говорит: «Людвиг, ты бы помыл полы!». Он отвечает «Я?! Полы?! Ха-ха-ха-ха!» (произносит на мотив начала Пятой симфонии).

– А как уживаются в семье два творческих человека?

– Олег всегда понимал и принимал издержки моей профессии. А то ведь актрисы нередко разводятся, потому что мужей раздражает вечное отсутствие жен по вечерам, их съемки в откровенных сценах. Но и я тоже к работе супруга отношусь трепетно: если он закрывается в своем кабинете и пишет, для нас с дочерью это святое. Даже на отдыхе Олег, как правило, в первой половине дня работает, нам с Дашей в это время надо обходиться без него.

– Чем занимается ваша дочь? Обучал ли ее папа игре на гитаре?

– Даша перешла на третий курс факультета журналистики. Правда, пойдет ли дальше по этой стезе, пока неясно. Аккорды на гитаре папа ей, конечно, показывал, но вообще она замечательно играет на укулеле, и голос у нее прекрасный, и актерские задатки тоже есть. В любом случае – пусть будущая профессия приносит ей радость, ведь в жизни стоит заниматься только любимым делом.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11562
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7255
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6929
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6137
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6086
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?