Главная Культура 13:39 30 Июля 2020 3380
«Нас, вахтанговцев, голыми руками не возьмешь!»

Свой юбилей празднует Марина Есипенко, она же принцесса Турандот, Клеопатра и много кто еще

Анна Чепурнова
Марина Есипенко в спектакле «Берег женщин». Фото предоставлено Театром имени Вахтангова

16 лет она играла взбалмошную и прекрасную принцессу Турандот. Михаил Ульянов называл ее «артисткой вахтанговского стиля и вахтанговского вкуса». Родному коллективу Марина Есипенко верна уже 30 лет. А еще она не только актриса, но и муза своего мужа – барда Олега Митяева. 30 июля Марина Есипенко отмечает юбилей.

– Вахтанговский театр славится тем, что большинствo актеров работают в нем всю жизнь: Юлия Борисова, Василий Лановой, Людмила Максакова, не так давно ушедшие Михаил Ульянов, Владимир Этуш, Юрий Яковлев... Вы тоже продолжаете эту славную традицию – почему?

Целых 16 лет Марина Есипенко была Турандот - главной принцессой Вахтанговского театра. Фото предоставлено пресс-службой театра

– В театре, как даже в самой дружной семье, бывают ссоры и недомолвки, у каждого актера судьба складывается по-своему. Например, Юлия Константиновна Борисова около десяти лет сидела без ролей. Но именно от нее я услышала: «Марина, никогда ни в чем не вините театр. Могут быть неправы руководство, администрация, но только не сам театр!».

Случалось, некоторые актеры находили себе достойное место в других коллективах – например, Леша Кравченко, Юра Чурсин. Но многие действительно посвятили нашему театру всю жизнь. Критик Вера Максимова рассказывала: однажды на открытии Дома актера Марк Анатольевич Захаров хохотал над моей пародией, а потом спросил: «Как ты думаешь, пойдет она работать в мой театр?». На что Вера Анатольевна возмущенно ответила: «Что ты, вахтанговцы никогда не покидают свой корабль!».

– Когда вас после Щукинского училища взяли работать в коллектив, в нем был абсолютно звездный состав. Как к вам отнеслись в труппе?

– Почти сразу ввели на роль Абигайль в «Стакане воды», в котором играли Борисова, Яковлев, Максакова, Волынцев, Суханов. Все эти знаменитые коллеги старались помочь: перед моим первым выходом в спектакле сами сели в зрительный зал – посмотрели, как на мне смотрится костюм, дали советы гримеру. Большие артисты обладают удивительной способностью быть еще и людьми с большой буквы.

– И пресловутые театральные интриги обошли вас стороной?

– Снова приведу слова Юлии Константиновны: «Запомните, Марина, выяснение отношений в театре может быть только на сцене. Лишь там вы докажете, что из себя представляете». Сама она никогда не участвовала в закулисных разборках – и мне они тоже неинтересны. Никому не завидую, считаю, что у каждого в театре и в жизни своя ниша.

– Вахтанговцы славятся своими импровизациями, умением с блеском выходить из затруднительных ситуаций...

– Петр Наумович Фоменко говорил про такие случаи – «чем сложнее, тем интереснее». Да, нас, вахтанговцев, голыми руками не возьмешь! Расскажу историю про Вячеслава Шалевича, славившегося своим остроумием. Как-то в «Маленьких трагедиях» после первого акта занавес закрылся, оставив руку его убитого героя (Дона Карлоса) на виду у зрителей. Публика затаила дыхание, ожидая, что предпримет актер. Шалевич почувствовал это, поставил стоймя два пальца, изобразив человечка, и, перебирая ими, «ушел» со сцены. Под бурные аплодисменты зала.

А однажды в «нештатной» ситуации побывала я сама. В спектакле «Мартовские иды» у меня была роль Клеопатры, а у Михаила Александровича Ульянова – Цезаря. Про мою героиню он говорил монолог: «Сколько раз я держал у себя на коленях этого свернувшегося в клубочек котеночка, барабанил пальцами по ее маленьким коричневым ступням и слышал, как голосок возле плеча мне шептал...». Дальше шел мой текст. У Михаила Александровича в то время была огромная общественная нагрузка, на спектакли он часто приходил с различных заседаний очень уставшим, и как-то раз забыл слова. Помолчав некоторое время, он неожиданно в сердцах сказал: «Сколько раз я держал на коленях этого скотеночка...» А я-то стою, ожидая свою реплику, вся сияющая, в «царственной» позе и костюме от Вячеслава Зайцева! Как мы доиграли ту сцену, не знаю, всех актеров просто скрючило от хохота, а Михаил Александрович только тихо простонал «прости-и». Коллеги мне потом долго «скотеночка» припоминали.

– За тридцать лет вашего пребывания в театре в нем, наверное, многое изменилось?

– Ульянов, возглавивший коллектив, когда я туда пришла, был для актеров как отец родной: не только следил за нашими творческими успехами, но интересовался, как вообще дела, что происходит в семьях. Недавно Лена Ульянова, дочь Михаила Александровича, призналась мне: «Как я вам завидовала! Отец дневал и ночевал в театре, уделял вам гораздо больше внимания, чем мне!».

Спустя годы, начав хуже себя чувствовать, Ульянов стал искал преемника. Одно время кандидатом на эту роль считали Петра Наумовича Фоменко. О поставленных им «Без вины виноватых» говорила вся Москва, благодаря ему у нас открылось новое сценическое пространство – Малая сцена. Но вскоре Фоменко получил свой театр, а к нам пришел Римас Туминас – первый из руководителей театра, не являющийся учеником Вахтанговской школы. Тем не менее и с ним у нашего коллектива произошел мощный взлет.

В роли Коринн из оперетты «Мадемуазель Нитуш». Фото предоставлено Театром имени Вахтангова

Финансовые отношения в театре тоже меняются: раньше он был целиком на госдотации, теперь деньги надо зарабатывать. Приглашенный десять лет назад Туминасом директор Кирилл Крок блестяще справляется со своей работой. Сейчас у нас идет мощнейший ремонт, какого не было несколько десятков лет. Открылось несколько новых сценических пространств, к нам присоединился Театр им. Рубена Симонова. Артисты других театров завидуют, что у нас такой деятельный директор.

Словом, многие перемены Вахтанговскому театру идут на пользу. Но вот лично я сейчас в репертуаре практически не занята, играю лишь время от времени в своем творческом вечере под названием «В Александровском саду» в нашем Арт-кафе. А еще репетирую в готовящемся к выходу спектакле Михаила Цитриняка «Соломенная шляпка». Надеюсь, это будет бурлеск в лучших традициях Вахтанговского – с песнями, танцами, забавными диалогами.

– В наступающем сезоне ваш театр отметит вековой юбилей, а в 2022-м столько же лет исполнится с момента первой постановки «Принцессы Турандот». Не ожидается ли возобновление самого знакового вахтанговского спектакля?

– Я об этом не слышала. Хотя, если будет постановка, кто-то должен придумать новые интермедии, они ведь всегда были на злобу дня. Для третьей редакции «Принцессы Турандот» 1991 года, в которой участвовала я, их писал Виктор Шендерович. Не все приняли тот спектакль, но в репертуаре он продержался 16 лет. А выпускали мы его во время путча, я бегала на репетиции из своего театрального общежития на улице Чайковского (сейчас это Новинский бульвар) и видела танки, идущие по Садовому кольцу.

– Помогала ли вам в работе над ролью Турандот ее легендарная прежняя исполнительница – Юлия Борисова?

– Видите ли, с момента моего прихода в театр мне говорили, что мы внешне похожи. А мне всегда хотелось быть единственной и неповторимой. Поэтому, боясь в этой роли повторений, я сознательно не пересматривала старый спектакль в записи и не подошла за помощью к Юлии Константиновне – она меня даже потом спрашивала, почему. А с другой стороны – сожалею, что за столько лет ни одному режиссеру не пришло в голову использовать наше с ней сходство.

– В кино у вас почему-то меньше работ, чем на сцене.

– Долгое время я была занята в Вахтанговском очень плотно, играла по 15 и больше спектаклей в месяц, ни на что другое не хватало времени. Как-то мне предложили роль в одном из театров Парижа. Но для этого надо было уехать на два месяца. Сейчас молодые актеры в таких случаях просят найти себе замену и спокойно работают «на стороне». Но двадцать лет назад так поступать было не принято, я боялась подвести коллег, думала, что родной коллектив без меня «пропадет».

Был еще случай – позвали на телевидение на одну из главных ролей в многосерийном фильме, которые только стали у нас появляться. Но сыграть я должна была не слишком порядочную девушку, и это мне не понравилось, ведь в театре у меня тогда были сплошь положительные героини. Это теперь мне отрицательные персонажи тоже очень интересны, несколько лет назад я даже получила премию «Золотая лира» за злодейку Регану в «Лире» Владимира Мирзоева. Но все-таки моя тогдашняя наивность не была совсем уж безосновательной. Вот Василий Семенович Лановой – он и в жизни такой же, как в фильме «Офицеры». Конечно, артист должен быть очень масштабной личностью для того, чтобы на него равнялись целые поколения.

– Ваш муж Олег Митяев посвящает вам песни. Каково это – быть музой?

Своим главным с Олегом Митяевым творением Марина считает дочку Дарью. Фото из семейного архива

– Ради этого, наверное, стоило родиться на свет. Но все-таки муза в моем понимании – это что-то эфемерное. А я не только муза, но и жена, прожившая с Олегом 25 лет и за эти годы ни разу не испытавшая желания с ним развестись. Самое главное наше творение – дочь, которую мы назвали Дарья – «дар Божий». Олег, правда, признается, что иногда я действую на него как некий раздражитель, который тоже важен для творчества. Знаете, как в анекдоте про Бетховена: у него никак не пишется музыка, тут у заходит жена и говорит: «Людвиг, ты бы помыл полы!». Он отвечает «Я?! Полы?! Ха-ха-ха-ха!» (произносит на мотив начала Пятой симфонии).

– А как уживаются в семье два творческих человека?

– Олег всегда понимал и принимал издержки моей профессии. А то ведь актрисы нередко разводятся, потому что мужей раздражает вечное отсутствие жен по вечерам, их съемки в откровенных сценах. Но и я тоже к работе супруга отношусь трепетно: если он закрывается в своем кабинете и пишет, для нас с дочерью это святое. Даже на отдыхе Олег, как правило, в первой половине дня работает, нам с Дашей в это время надо обходиться без него.

– Чем занимается ваша дочь? Обучал ли ее папа игре на гитаре?

– Даша перешла на третий курс факультета журналистики. Правда, пойдет ли дальше по этой стезе, пока неясно. Аккорды на гитаре папа ей, конечно, показывал, но вообще она замечательно играет на укулеле, и голос у нее прекрасный, и актерские задатки тоже есть. В любом случае – пусть будущая профессия приносит ей радость, ведь в жизни стоит заниматься только любимым делом.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3385
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3292
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3133
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?