ВЛАДИМИР МЕДВЕДЕВ: МЕСТОРОЖДЕНИЯ ЖДУТ ИНВЕСТОРОВ

- Можно порадоваться столь представительной конференции. Но досадно, что она не состоялась лет

- Можно порадоваться столь представительной конференции. Но досадно, что она не состоялась лет на пять раньше, при разработке рамочного закона о СРП. Логично начинать не с издания законов, а с изучения их пригодности и применения для общества. Особенно учитывая то, что соглашение о разделе продукции как механизм разработки и освоения месторождений для нас явление новое, требующее совместной работы в отрасли, на государственном уровне. Прежде всего в плане законотворчества.
Почти восемь лет идет у нас мучительный поиск форм и методов государственного регулирования экономики в рыночных условиях, в том числе и ее нефтегазового сектора. Но мы вновь и вновь норовим наступить на одни и те же грабли. Приходится признать, что большинство проблем экономического и криминального характера возникали и возникают по сей день на почве правового несовершенства. Взяв курс на крупномасштабную приватизацию, государство не позаботилось о правовой базе. Объявив о рыночных отношениях, по сей день путаемся в старых законодательных схемах, регулирующих правовые взаимоотношения административным путем.
Федеральный закон о разделе продукции был принят в начале 1996 года, но с первых дней фактически оказался бездействующим. Сначала, после принятого решения о том, что такие соглашения не могут заключаться, пока специальным законом не будет утвержден перечень месторождений, подпадающих под действие этого закона, он стал предметом ожесточенного политического торга. Затем выяснилось, что механизм СРП не может нормально работать из-за несовершенства или отсутствия необходимой нормативно-правовой базы.
Нет правового регламента ликвидации чрезвычайных ситуаций при разведке и добыче нефти и газа на континентальном шельфе, не установлен порядок применения международных норм и стандартов при выполнении таких работ. Блокирует промышленное освоение континентального шельфа в районе Сахалина отсутствие в подзаконных актах правовых норм в области экологической безопасности, соответствующих государственных стандартов.
Нуждаются в нормативно-правовом регулировании и некоторые другие вопросы.
Сегодня практически во всех субъектах Федерации имеются свои нормативные акты, регулирующие отношения в сфере ТЭК. Многие из них входят в противоречие с Федеральным законодательством. Это зачастую ведет к анархии. Иные республики уже ограничили влияние Центра на недропользование лишь выбором технологии разработки месторождений, порядка и условий их освоения. Это может привести к потере рычагов формирования объемов добычи углеводородов, бурения и фонда скважин в целом по стране. Ясно, что надо законодательно регулировать полномочия Федерации и субъектов на пользование недрами, порядок владения недрами и продуктами, получаемыми в процессе переработки.
Необходима программа, которая, на мой взгляд, должна содержать три момента. Первое. Для того чтобы привлекать серьезные инвестиции, нужно законодательство, регулирующее все стороны производственных отношений, не оставляющее никаких возможностей для разночтения, а кроме того, политические гарантии верховной власти. Второе. Необходим жесткий контроль на государственном уровне. Частая смена состава правительства в последние годы практически парализовала деятельность созданной правительственной Комиссии по реализации СРП. Третье. Требуются управление, координация и контроль реализации инвестиционных программ при разработке месторождений углеводородного сырья на условиях соглашения о разделе продукции на профессиональном уровне. Логично, что по углеводородным месторождениям этим должно заниматься Министерство энергетики России.
Отраслевой штаб, к сожалению, в последние годы не укрепляет свои управленческие позиции, а "сдает" их в пользу других министерств - Мингосимущества, Минприродоресурсов, Минфина, которые из-за отсутствия там соответствующих специалистов не могут объективно соблюдать государственно-стратегические интересы.
Сегодняшнее состояние нефтегазового комплекса России, неблагоприятные тенденции, развивающиеся в этой ведущей отрасли отечественной промышленности, прогнозы специалистов - все говорит о том, что надо эффективнее управлять государственной собственностью в топливно-энергетическом комплексе. Вместо этого на фоне отсутствия достоверной информации о планах проправительственных идеологов реформирования экономики рождаются самые немыслимые слухи. То речь шла о полной ликвидации Министерства топлива и энергетики, теперь тиражируются слухи об отторжении от Министерства энергетики функций уполномоченного государственного органа по нефтегазовым СРП. Думается, слухи эти рождаются не на пустом месте. За ними стоят те силы, которым выгодна бесконтрольность, которые заинтересованы в максимальном получении прибыли любой ценой, что уже давно подрывает воспроизводственные процессы в отрасли. Усилия сторонников такого рода "экспериментов" могут быть весьма плачевными для государства: прежде всего будет развалена создававшаяся годами организационная инфраструктура по работе с российскими и иностранными инвесторами.
Надо сказать, специальное структурное подразделение Минэнерго России уже накопило опыт по новому направлению в освоении месторождений и привлечению инвестиций. При министерстве создана Центральная комиссия по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений. Она профессионально занимается экспертным определением оснований для включения того или иного углеводородного объекта в федеральный закон, определяющий перечень участков недр, освоение которых может осуществляться на условиях СРП, разрабатывает и утверждает технологические проекты на различных стадиях освоения месторождений.
Созданные Министерством энергетики структуры - единственные в России, занимающиеся определением рациональных вариантов разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений, по которым рассчитываются краткосрочный и долгосрочный прогнозы добычи нефти и конденсата. Без таких расчетов невозможно подготовить ни одно соглашение по углеводородным объектам.
Если не будет выстроена правильная стратегия, каждый новый всплеск инвестиционной привлекательности вновь и вновь будет затухать, как только столкнется с нашей до абсурда экзотической налоговой системой, коррупцией, законами, которые работают не в пользу государственных интересов, а тем более - предпринимательских.
Первоначально присланных из регионов в правительство заявок на освоение месторождений на принципах СРП было более тысячи. Государственная Дума в осеннюю сессию вынуждена будет рассмотреть поправку к базовому закону о разделе продукции, определяющую расширение имеющейся квоты на разработку месторождений на условиях СРП с 30 до 40 процентов.
Желание разрабатывать недра на условиях раздела продукции объяснимо: компании ТЭК - составляют базовый фонд нашей экономики, дают наиболее весомые поступления в бюджеты разных уровней и отличаются относительно стабильными результатами работы. Свободных средств в регионах для инвестирования нет, а существующее налоговое законодательство делает разработку большинства месторождений пока откровенно убыточной. Все эти обстоятельства надо учитывать. Месторождения нефти и газа ждут серьезных инвесторов.