РЕФОРМАМ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ - ПОДДЕРЖКУ ЗАКОНА

Министерство путей сообщения России, совмещающее сейчас управленческие и хозяйственные функции, преобразуется. На коллегии МПС уже рассмотрена концепция реформирования ведомства, согласно которой предполагается разделение его на две части: акционерную компанию "Российские железные дороги" со 100-процентным государственным капиталом и собственно министерство. При этом все функции государственной исполнительной власти останутся в ведении МПС, а хозяйственные перейдут к "РЖД". Проект концепции уже нашел принципиальное одобрение у президента, а также экспертов Центра стратегических разработок, руководителей железных дорог и профсоюзов.

Отправной точкой реформы считается приведение ныне действующего законодательства, которое регулирует отношения в области федерального железнодорожного транспорта, в соответствие с законами - как с нормативами гражданского права, так и с законодательством об обороте ценных бумаг и другими актами. Все это будет способствовать нормальному существованию железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики. Административные методы управления перейдут в плоскость экономических. Повысится эффективность труда, а также стимулируется рост профессионального мастерства.
Так что же предполагает законодательное обеспечение реформы? В первую очередь разработку и принятие законов и подзаконных актов - таких, как указы президента страны, постановления и распоряжения правительства, а также огромную работу с нормативными актами.
Что касается реформирования структуры министерства, то изменятся функции МПС и производственной структуры этой отрасли. Планируется создание новых предприятий в организационно-правовых формах, наиболее приспособленных к ведению хозяйственной деятельности в нынешних условиях рынка.
Конечно, все это потребует титанической нормотворческой работы - как в системе министерства, так и в иных государственных органах. За год с небольшим российские парламентарии должны привести в соответствие с реалиями реформы целый список законов, так или иначе связанных с деятельностью железной дороги.
Приоритетными станут такие законы РФ, как "О федеральном железнодорожном транспорте", "Транспортный устав железных дорог РФ", "О естественных монополиях"...
Закон "О государственном регулировании деятельности в области заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов" уже прошел первое чтение. Железнодорожникам он необходим. Ведь только в прошлом году было зафиксировано порядка 20 тысяч фактов воровства изделий из металла. Прямой ущерб составил 76 миллионов рублей. А судя по статистике за первое полугодие этого года, ситуация с кражами усугубляется... Не смог до конца выправить положение и указ президента "О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики". Вроде бы перед любителями легкой наживы опущен шлагбаум. Однако воровство продолжается. При этом грабители не считаются с риском для собственной жизни и не задумываются о жизнях пассажиров поездов... Естественно, волна хищений не спадает в основном из-за огромных прорех в законодательной сфере. Ведь до сих пор нет законодательных актов, в которых оговаривался бы порядок как сбора, так и сдачи лома цветных и черных металлов.
Устав от бессилия против наглого воровства, делегаты конференции трудового коллектива Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги обратились с открытым письмом к депутатам Государственной Думы, членам Федерального Собрания, правительству, а также органам юстиции. В нем они, в частности, заявляют, что "массовое воровство изделий из цветного металла превратилось в настоящее бедствие. Злоумышленники воруют все: детали локомотивов и вагонов, дроссельные перемычки рельсовых соединителей, выкапывают и вырубают кабели связи, разоборудуют устройства сигнализации и контактной сети, находящейся под напряжением. Все это не только наносит громадный материальный ущерб предприятиям, но и нарушает ритм работы, приводит к сбою в движении поездов, задерживает выдачу локомотивов, подготовку и подачу вагонов под погрузку, создает угрозу безопасности движения грузовых и пассажирских поездов".
Следует отметить, что согласно проекту концепции реформы железнодорожного транспорта, полномочия соответствующего департамента будущей компании "РЖД", ведающего вопросами безопасности движения, распространяются на все компании - перевозчики грузов и пассажиров, вне зависимости от их формы собственности и принадлежности этой компании. И очень важно, чтобы это обстоятельство обязательно учитывалось в Законе "О государственном регулировании деятельности в области заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов".
Рассмотрение этого закона уже включено в план осенней сессии Федерального Собрания. Безусловно, непосредственное участие в его обсуждении примут рабочие группы, в которые войдут специалисты МПС России. Перед ними стоит задача не просто добиться усиления ответственности как физических, так и юридических лиц в этом вопросе, но и обеспечить связку с намечаемой концепцией реформирования всей отрасли.
Локомотиву реформ необходима серьезная законодательная поддержка.