ЛУЧШЕ ПИВО В РУКЕ?

Каждый год в последнюю неделю лета наше ТВ, будто вспомнив, что 1 сентября - день начала занятий в школах и вузах, показывает программы, посвященные детям и юношеству. В отличие от остальных недель года, здесь много передач и фильмов, посвященных становлению личности. Но все они, если приглядеться, сделаны еще в доперестроечную пору, в соответствующей тональности.

А наше замечательное, переломно-хаотическое время решительно отринуло замшелые бабушкины моральные ценности, сделав ставку на воспитание тех качеств, которые якобы только и необходимы человеку в эпоху становления рыночного общества: уверенность в себе, умение "дать сдачи" любому, способность добывать (без нравственных "оглядок" и комплексов) большие деньги и т. д.
Испокон веку, скажем, нас сызмальства учили отказываться от благ, нами не заработанных. Теперь, напротив, появилось даже новое словцо, обозначающее эти блага, - "халява". И "халявщики" стали чуть ли не обязательными персонажами в эпоху перехода к рынку. На ТВЦ, например, идет еженедельная передача "В последнюю минуту", которую ведут молодые журналисты. Бойкая, если не сказать развязная, парочка ходит по улицам столицы с настойчивым предложением улететь через два часа на недельку в Турцию. Совершенно бесплатно.
Благоразумных останавливают объективные обстоятельства: отсутствие загранпаспорта, срочные дела, болезнь близких. Но большинство юных москвичей с легкостью необыкновенной втягиваются в предложенную ТВ игру. Отпрашиваются, наврав что-то, с работы. Обманывают родных, объясняя свое предстоящее отсутствие. Рискуют отправиться за рубеж, не взяв с собой даже минимума необходимых вещей: зубной щетки, смены белья, купальных трусов.
Драматургия передачи построена таким образом, чтобы зрители думали только об одном: успеют клюнувшие на заманчивое предложение добраться до аэропорта за короткое время или нет? Времени для других размышлений уже не хватает.
Передачи, подобные "В последнюю минуту", опасны, мне кажется, не столько своим непосредственным содержанием, сколько тем образом жизни, который в них пропагандируется. Об этом качестве ТВ в минувшее воскресенье шла речь в передаче "Слушается дело" (ТВЦ). Там рассматривался иск к рекламному агентству по поводу телевизионных клипов, с неумеренным "аппетитом" показывающих молодых людей, пьющих пиво на пляже.
Поводом для иска стала грустная столичная статистика: минувшим летом из-за небывалой жары утонуло рекордное количество людей. Причем 80 процентов из них были в состоянии опьянения. Агрессивная телевизионная реклама, снятая с выдумкой и даже талантом, сделала "модным" образ подростка с бутылкой пива. Мальчишки, шагающие вразвалочку с торчащими из больших карманов горлышками, парни, поворачивающие задом наперед свои бейсболки, чтобы сподручнее было глотать пиво, ребята, бултыхающиеся в воде, а затем танцующие "под кайфом" на фоне предзакатного солнца на морском молу, - все это выглядит на телевизионном экране очень даже заразительно.
Во время телесуда над пивной рекламой было высказано немало аргументов как с одной, так и с другой стороны. "Судья", в роли которого выступал ведущий передачи Геннадий Ни-Ли, не скрывал своей позиции. Его вопросы, отдельные реплики - все выдавало в нем противника рекламной заразы. Единодушными были и шестеро присяжных заседателей, произнесших в финале свой вердикт.
У меня, признаться, к удавшейся в целом передаче было всего одно замечание: справедливо и убедительно показав вредоносность пивной рекламы, руководство телеканала не додумалось до подтверждения своей позиции на деле. Хотя бы на один вечер. Сразу же после финальных титров передачи "Слушается дело" как ни в чем не бывало пошли пресловутые клипы. Я следил по часам за их выходом: дистанция между одним и другим прославлением пива была не больше трех минут...
Впрочем, их авторы не ограничились уже известными образцами. Последний пивной телешедевр превзошел все предыдущие. В нем космонавт, отправляющийся в полет, не удерживается от соблазна "попить пивка" и в результате опаздывает на звездный рейс. То, что для всех поколений мальчишек космической эры в нашей стране было высокой и чистой мечтой, превратилось в полупьяное хохмачество. Более эффективного развенчания идеалов, предлагаемых молодежи нынешним ТВ, не придумать...