08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РУССКИЕ ФЕИ ПАРИЖСКОЙ МОДЫ

Прокофьев Вячеслав
Опубликовано 01:01 30 Августа 2001г.
То, что Париж - законодатель мировой моды, всем известно. Откровенно говоря, я всегда считал, что его непререкаемый авторитет - заслуга исключительно местных кутюрье. Вплоть до встречи с 42-летним Александром Васильевым, театральным художником и историком моды.Это он открыл неведомую ранее страничку послеоктябрьской истории российского зарубежья, поэтически назвав ее "Русские феи парижской моды".

Сам Александр учился в школе-студии МХАТ, аспирантуре Академии художеств. С 1982 года живет в Париже. Сначала учеба в школе Лувра, затем аспирантура Сорбонны. Еще в России Александр Васильев начал собирать свою знаменитую коллекцию, в которой сейчас более 500 старинных платьев и 3000 аксессуаров. Талантливый художник по театральным костюмам и декорациям, в 25 странах мира он оформил около 120 спектаклей. Александр - автор книги "Красота в изгнании".
- Русская эмиграция во Франции в 20-е и 30-е годы была самой многочисленной. Аристократы, духовенство, интеллигенция нашли пристанище в стране, близкой россиянам по духу, культуре. Но вот что эмигранты с Востока проявили себя в таком вроде бы чисто французском деле, как мода, известно гораздо меньше...
- Эмигранты считали, что власть большевиков падет быстро и не спешили распаковывать чемоданы. Но время шло, а желанных перемен на Родине не происходило. Стали заканчиваться деньги, у многих карманы опустели совсем быстро. И многие женщины пошли в "кутюр" - в пошивочное дело, в моду. Большинство из них стали надомными портнихами. Для этого не требовалось диплома, они могли даже не платить налог. Постепенно стали объединяться в дома моды. В Париже таких открылось около 20. Многие стали заниматься модным тогда вышиванием шелком, гладью, которое традиционно было развито на Родине особенно в дворянских семьях. Самый большой дом вышивки "Китмир" принадлежал Великой княгине Марии Павловне, кузине Николая II. На предприятии было занято около ста женщин. "Китмир" активно работал на многие парижские дома моды, но самый большой контракт у них был заключен с "Шанель". Князь Феликс Юсупов вместе с супругой открыл дом "Ирфе", фрейлина императрицы Александры Федоровны баронесса Елизавета Гойнинген Гюне стала родоначальницей дома "Итеб", княгиня Любовь Оболенская вместе с княгиней Марией Трубецкой и модельером Марией Анненковой основали дом "ТАО". Ну и так далее.
- Откуда брались эти замысловатые названия?
- "ТАО" - первые буквы фамилий создательниц предприятия. "Ирфе" - от Ирины и Феликса Юсуповых. Княгиня Лобанова-Ростовская открыла дом "Поль Каре" - немножко в подражание знаменитейшему в те годы кутюрье Полю Пуаре. Другой дом назывался "Эльмис" - сокращенное кабардинское имя Баженовой, урожденной Эльмисхан Хагондоковой, которая им владела.
- Какие из них, на ваш взгляд, были наиболее "продвинутыми", интересными?
- Крупные. Юсуповский "Ирфе" отличался большой оригинальностью, рафинированностью вкуса, художественным видением. Предприятие процветало в 20-е годы и разорилось во время кризиса на Уолл-стрите. В основном оно ориентировалось на американок, которые, часто посещая Париж, одевались у них. Почему? Во многом из-за снобизма: считалось что одеться у русского князя - весьма престижно. "Китмир" побивал всех качеством вышивки, разнообразием рисунка. В одной французской компании, которая купила в 1929 году "китимировские" фонды после разорения дома, я видел образцы вышивок. Это уникальнейшие работы в смысле вкуса, цветовых сочетаний и техники. Очень интересным был, несомненно, "Поль Каре". Там сделали ставку на одежду для дам пожилых и полных. Весьма оригинальным был дом "Арданс", который принадлежал русской баронессе Кассандре Аккурти. Она обожала блекло-сиреневую гамму и делала все коллекции - 30 лет подряд - в одном цветосочетании. Были и дома с чисто русскими названиями. К примеру, "Шапка" - французам это слово известно еще с тех времен, когда после разгрома Наполеона русские вошли в Париж. Дом моды "Тонконогий" - такова была казачья фамилия дамы, его основавшей. Дом "Хитрово", специализировавшийся на высококачественном дамском белье, держали представители одноименного старинного княжеского рода.
- Практически ни один из этих домов не сохранился до нынешних времен...
- Они хорошо себя чувствовали, пока был интерес к белоэмигранатам - то есть в 20-е годы. Затем после кризиса начала 30-х годов он стал спадать. Особенно после того, как в мае 1932 года русский иммигрант Горгулов застрелил президента Франции Поля Думера. Существуют разные версии того теракта, но, по данным, ставшим недавно известными, Горгулова, депрессивного маньяка, подтолкнули к теракту люди ГПУ с тем, чтобы бросить тень на всех белогвардейцев, проживавших во Франции... Постепенно дома, которыми владели в основном женщины, стали закрываться.
- Некоторые полагают, что профессию манекенщиц придумали русские...
- Это так. До первой мировой волны профессия находилась в зачаточном состоянии и считалось очень неприличной. Ею занимались только дамы полусвета - кафе-шантанные певицы, ярмарочные танцовщицы и прочие. Когда приехали русские, то многие титулованные дворянки стали манекенщицами. В частности, в доме "Шанель" быдо очень много россиянок. Это исторический факт. Почин положила княгиня Мери Эристова, урожденная Шервашидзе, и уже упоминавшаяся кабардинка Эльмисхан Хагондокова. Этому есть свое объяснение: в 20-е годы существовал огромный спрос на брюнеток, и, понятно, кавказская внешность высоко ценилась. Много дворянок с громкими именами стали манекенщицами - такие, как княгиня Елизавета Белосельская-Белозерская, урожденная графиня Граббе. Французы, другие европейцы были сильно удивлены тем, что титулованные дамы показывают платья. Так постепенно отношение к профессии манекенщицы стало меняться в лучшую сторону, и в этом заслуга наших соотечественниц. Они пользовались огромной популярностью. Журнал "Вог" и другие издания подобного рода охотно публиковали их фотографии.
- А кого вообще можно считать первой русской манекенщицей?
- Наверное, Наталью Труханову, балерину у Дягилева. Она начала показывать наряды еще до 1914 года. Затем Валентина Кашуба - другая дягелевская красавица. И, не надо забывать, что в костюмах много снимались российские знаменитости - Анна Павлова, Тамара Карсавина. Знаете, русские так много дали всемирной моде, что просто удивительно, что в России до сих пор нет музея, ей посвященного, если не считать коллекцию исторических вещей в Эрмитаже.
- Итак, предпочтение отдавалось дамам из знаменитых родов..
- Несомненно. При условии, если все было при них - титул, внешность, фигура. К тому же в то время профессия манекенщицы не была немой, как сейчас. Они всегда должны были говорить с клиентом, то есть демонстрировать манеры, знание языков. Таких показов, как сейчас, - дефиле на подиуме - не существовало. Они проводились в салонах. Приходила клиентка, и специально для нее устраивали демонстрацию моделей. Такое происходило дважды в день. Это была тяжелая работа. Существовали разные разряды манекенщиц: кабинные, "звезды", светские - те, которые выходили на балы, вечера, коктейли, где их фотографировали. После кризиса начала 30-х годов брюнетки с плоскими мальчишескими формами, отплясывающие чарльстон, вышли из моды. А вошел в нее под влиянием тоталитарных государств, укрепившихся в Европе, таких, как Германия, Италия, да и СССР, другой женский образ - блондинки с хорошими формами. И тут славянки, в частности россиянки, проживавшие в Париже, опять нашли свое место. Голубоглазые, светловолосые, с высокими скулами.
- И кто из российских парижанок тогда взошел на олимп моды?
- Одна из самых красивых женщин французской столицы, дочь великого князя Павла Александровича, Натали Палей, которая позже стала женой известного модельера Люсьена Лелонга, Людмила Федосеева, до сих пор здравствующие Лилия Зеленская, Тая Бобрикова. В то время к титулам стали относиться уже поспокойнее. Ведь большинство русских во Франции жили очень бедно - за ними стояли столетия их родов, но в кармане гулял ветер.
- Что осталось от тех времен?
- В Риме дом моды княгини Ирины Голицыной, который был особенно популярен в 60-е годы. Голицына создала несколько знаменитых моделей - в частности, брючные костюмы - пижама-палаццо. Проживающий в США, русский по отцу и матери модельер Олег Кассини одевал Жаклин Кеннеди. Появляются и новые дома - в Нью-Йорке дом Елены Назаровой, в Токио дом "Волга-Волга" стилиста из Москвы Миши Пантелеева... Ну а русские манекенщицы сейчас, скажем так, "горячие пирожки". Они идут везде нарасхват. В Париже, к примеру, нет ни одного дома моды, где не было бы хоть одной россиянки.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников