СЕРГЕЙ БУБКА: ПОБЕДИШЬ СЕБЯ - ПОБЕДИШЬ ВСЕХ

В начале нынешнего года на XII международном легкоатлетическом турнире "Звезды шеста" легендарный прыгун и член МОК Сергей Бубка распрощался с большим спортом. Сейчас он большей частью живет в Монте-Карло.

- Тяжело ли далось решение уйти из спорта?
- Многие считают, что из спорта надо уходить, когда ты еще на пике. Я тоже так раньше думал, но со временем изменил свою точку зрения. Если ты не устал, если по-прежнему спорт - твое главное удовольствие в жизни, то почему ты должен его бросать, став чемпионом?
Толчком послужило то, что на Олимпиаде в Сиднее у меня было очень мало шансов выиграть. Значительно больше - проиграть. Но я ехал туда с убеждением, что главное - это участие, а не победа. Потому что сама атмосфера Олимпийских игр ни с чем не может сравниться. А что писали газеты и о чем сплетничали доброжелатели, на то я не обращал внимания.
- Не страшно было?
- Страшно, когда ломается шест - будто что-то внутри тебя ломается. Но потом ты встаешь и понимаешь: руки-ноги целы, значит, все нормально. И снова берешь высоту...
- А как вы себя чувствуете сейчас? Адаптировались в новой жизни?
- Первые полгода после Сиднея было трудно, апатия появилась, усталость. А в середине апреля опять захотелось выйти на стадион. Конечно, я ходил и до этого, но без особого удовольствия. Просто знал, что нужно. Все-таки 26 лет почти ежедневно я переносил сумасшедшие нагрузки, теперь организм их требует. А морально к уходу из большого спорта я готовился давно. Клуб создавал, имел бизнес, так что мне было куда уходить.
- Что теперь будет с любимым спортивным праздником украинцев "Звезды шеста"?
- Соревнования должны жить независимо от того, выступает там Бубка или нет. И я буду делать все, чтобы "Звезды шеста" жили. Что же касается новых спортивных рекордов, то они вполне реальны. Мы создали в Донецке все условия для тренировок: у наших детей есть весь необходимый инвентарь и оборудование. Все зависит от педагогов, их мастерства и желания ребят, конечно.
- А ваши сыновья не собираются унаследовать папину славу?
- Мои ребята играют в теннис. Честно говоря, я не хотел, чтобы они пошли по моим стопам. Мог возникнуть психологический прессинг, когда их начали бы сравнивать со мной. А это было бы нелегко.
- И какие у них успехи?
- Младший где-то четырнадцатый из пятидесяти лучших, и это при том, что многие турниры он пропускает. Я не хочу, чтобы в 13 лет он забросил учебу. Старший примерно 120-й по успехам, но он поздно начал играть. А вообще в отношении детей я лишен спортивного честолюбия. Думаю, гораздо важнее, чтобы они получили хорошее образование и выросли настоящими людьми. Честными, обязательными, добросовестными. И поняли один из главных принципов жизни: победишь себя - победишь всех!
- Ваша жена разделяет ваши взгляды?
- Моя жена с нетерпением ждала, когда я уйду из спорта и буду принадлежать семье. А получилось наоборот. Работая в Международном олимпийском комитете, я еще больше стал ездить по миру.
- И все же когда вы дома, как предпочитаете отдыхать?
- Как все нормальные люди. Хожу на природу, смотрю кино, слушаю музыку. Хотя искусство предпочитаю отечественное. Разве сравнишь нашу "Иронию судьбы" или "Москва слезам не верит" с американским боевиком или мелодрамой? А родного Розенбаума пусть даже с самой популярной западной поп-звездой?
- По статистике ранние браки не всегда бывают прочными. А вы женились довольно рано...
- Я доволен своей жизнью, счастлив со своей женой, своими детьми. Да что там говорить, мои спортивные результаты говорят о том, что в личной жизни все сложилось хорошо. Хотя я действительно женился рано, мое убеждение таково: ранние браки опасны. Мужчина по-настоящему созревает лет в 28, формируется как личность, обретает чувство ответственности. До этих лет он живет эмоциями. Я вырос в простой бедной семье, жил в заводском общежитии, сам стирал и готовил. Мои родители - замечательные люди, но, к сожалению, они развелись. Я переживаю это до сих пор и очень бережно отношусь к своей семье.
- А кем вы мечтали стать в детстве?
- Летчиком или моряком. Я всегда симпатизировал мужественным людям, мужественному образу жизни. Поэтому когда еще пацаном встал перед выбором, чем заниматься - гимнастикой или прыжками, выбрал второе. А в Америке, например, прыжкам с шестом учат в школе.
- Был период, когда вы придерживались "сухого закона", сейчас ситуация изменилась?
- Как пьют у нас на Руси, часто не зная меры, - это большая трагедия. Многие спортсмены заплатили за эту слабость карьерой, многих пьянка сломила, и я им глубоко сочувствую. Что до меня, то я не люблю крайностей. Наверно, поэтому на определенном этапе я начал воспитывать в себе то, что в мире называется "культурой пития". Могу, например, посмаковать бокал красного вина. Ну а вообще к спиртному отношусь спокойно. Могу выпить, могу нет...
- Сергей, вам не предлагали сменить гражданство?
- Как-то предлагали выступать за немецкий клуб, но в качестве немца. Для меня это недопустимо, я патриот. Только радикальные перемены в стране, я имею в виду в дурную сторону, могли бы меня толкнуть на подобный шаг. А то, что я живу в Монте-Карло, не означает эмиграцию, я там как в командировке, там мне удобнее заниматься спортивной деятельностью, передвигаться по Европе. Дом же остается по-прежнему здесь.