08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕМ ЗАПРАВИМ МАШИНУ ХХI ВЕКА?

Ястребцов Геннадий
Опубликовано 01:01 30 Августа 2002г.
Автомобиль - всего лишь средство передвижения. Этого никто со времен И. Ильфа и Е. Петрова не оспаривает. Но, помимо явных преимуществ по сравнению с тихоходными каретами, бричками и тарантасами, тьма "самобеглых колясок" XXI века доставляет людям массу неприятностей и вреда. Не говорю уж об авариях, список жертв которых напоминает сводки военных действий. А вот вам экология: у нас в стране вредные выбросы в атмосферу от автотранспорта превышают ежегодно 12 миллионов тонн - это 60 процентов от общих выбросов. В промышленных городах этот показатель равен 70 и более, а в Москве - почти 90 процентам. По оценке экспертов Госкомэкологии, в 235 городах России с общей численностью населения 64 миллиона человек уровень загрязнения воздуха значительно превышает предельно допустимые концентрации. При этом зоны экологической опасности простираются на десятки, а то и сотни километров от самих городов.

Что же делать? Как, сохранив удобства автомобилей, уменьшить их пагубное влияние на живую природу?
Поиск ответов на эти вопросы идет во всем мире. И вектор практических действий склоняется главным образом к широкому использованию природного газа в качестве моторного топлива. Не зря наш век называют "эпохой метана". Отработанные газы двигателей, питающихся метаном (а именно он составляет основу природного газа) по вредным компонентам в полтора - пять раз менее опасны, чем выхлопы бензиновых моторов. Правительства многих стран под давлением общественного мнения активизируют охрану от вредного воздействия автотранспорта, работающего на нефтяном топливе. В США еще в 1988 году был принят Закон "Об альтернативных видах моторного топлива", который предусматривает использование метанола, этанола, природного газа "как достижение долгосрочной энергообеспеченности Соединенных Штатов, имеющее важное значение для национальной экономики и безопасности, благосостояния граждан, охраны окружающей среды..." В апреле нынешнего года в Штатах принято новое налоговое законодательство, предусматривающее льготы для автовладельцев, чьи машины работают на "чистом" топливе.
Интенсивная работа по переводу автомобильного транспорта на природный газ идет в Японии, ФРГ, Великобритании, Австралии, Аргентине, Бельгии, Индии. Европейская экономическая комиссия ООН в декабре 2001 года приняла резолюцию, предусматривающую перевод к 2020 году на природный газ десяти процентов парка автотранспортных средств стран Европы (около 23,5 миллиона единиц), для заправки которых ежегодно потребуется 47 миллиардов кубометров газа.
А что у нас? России, как говорится, сам Бог велел "газовать" - ведь наша страна обладает 32 процентами от мировых запасов газа. Что касается нефти, то картина далеко не столь оптимистична. Совсем недавно в России добывали 570 миллионов тонн "черного золота", а теперь - немногим больше 300 миллионов тонн. Согласно расчетам Минэнерго РФ, добыча нефти в 2005 году может составить 285 - 335 миллионов тонн, а в 2010-м - 310-335 миллионов. И то при условии роста инвестиций в нефтедобычу к 2005 году вдвое и к 2010 - втрое, что достаточно проблематично.
Так что газомоторное топливо, по мнению аналитиков, будет бесспорно конкурентоспособным. Альтернативы ему нет, по крайней мере до середины, а то и до конца XXI века, когда, по прогнозам ученых, наберут силу другие энергоносители, основанные на неископаемых возобновляемых источниках.
Пока же надежда на природный газ. Используется на транспорте еще сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан), но если не так давно его производилось у нас порядка 10 миллионов тонн в год, то сегодня - вдвое меньше. Основная часть этого газа - продукт переработки нефти. С учетом того, что пропан-бутан широко применяют в быту там, где нет природного газа, а также как сырье в нефтехимии, - для транспорта остается незначительная доля.
Иное дело - газ природный. В России 700 областных городов, районных центров и почти 20 тысяч поселков, деревень газифицированы, то есть имеют сетевой газ. И эта разветвленная сеть газопроводов - надежный залог экономически эффективного использования природного газа в качестве моторного топлива.
Однако на практике отнюдь не все так гладко. В 80-е годы минувшего столетия в ряде городов России при активном участии Газпрома было построено свыше 200 мощных газозаправочных станций, способных обеспечивать в европейской части страны как внутригородские, так и междугородные перевозки, заместив тем самым около 1,5 миллиона тонн бензина в год. Можно сказать, что СССР занимал лидирующее положение в мире по использованию газа на транспорте. И не только на автомобильном, но и на железнодорожном, водном и даже воздушном. Но в последние годы мы начали в этом деле отставать. Мощности сети автомобильных газонаполнительных станций (АГНКС), позволяющие заправлять природным газом 250-тысячный парк машин, используются пока незначительно.
В Газпроме не хотят мириться с таким положением. Но возможностей у газовиков, чтобы кардинально повлиять на ситуацию, недостаточно. Без принятия комплексных мер на государственном уровне не обойтись. В отличие от сорока стран мира, где интенсивно развивается применение газа на транспорте и для этого имеются соответствующие законы, в России аналогичная законодательная база отсутствует. Хотя и Газпром, и специальная комиссия при российском правительстве много раз ставили этот вопрос перед высшим руководством страны. Одиннадцатая (!) редакция законопроекта "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива", поддержанная заинтересованными ведомствами и всеми субъектами Российской Федерации, пройдя слушания, еще 20 октября 1999 года была единогласно принята Госдумой, а 11 ноября того же года законопроект одобрил и Совет Федерации. Несмотря на это, 25 ноября 1999 года тогдашний президент России проект закона отклонил. Не исключаю, что сделано это было в угоду мощному нефтяному лобби.
Что ж, как говорится, дело прошлое. Время идет вперед, и, несмотря на все сложности, наметился некоторый рост использования природного газа на транспорте. В Татарстане, Белгородской, Брянской, Воронежской, Оренбургской, Самарской, Томской и ряде других областей, в Москве и Санкт-Петербурге реализуются региональные программы перевода транспорта на газ. В Кабардино-Балкарии, Владимирской, Липецкой, Пензенской, Тульской, Рязанской областях задачи газификации автотранспорта определены постановлениями местных администраций.
Есть подвижки и на международном уровне. В 2000 году Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского при поддержке Газпрома выступил с инициативой осуществления проекта "Голубой коридор".
В чем его суть? Ряд стран Европы уже имеет развитую газотранспортную инфраструктуру. Статистика свидетельствует, что суммарное количество автомобилей, работающих на природном газе, в Европе превышает 400 тысяч единиц, а число заправочных станций приближается к 900. Таким образом, включение в "чистый" транспортный коридор наиболее продвинутых в этом отношении стран (Италия, Россия, ФРГ, Франция, Швеция и др.), не требуя существенных инвестиций, даст возможность улучшить экологическую ситуацию на обширных территориях.
Проект "Голубой коридор" с одобрением воспринят в Европейской экономической комиссии ООН. Его успешная реализация будет способствовать решению экологических, экономических и социальных задач на континенте.
Возвращаясь к делам российским, сошлюсь на мнение экспертов. Они считают, что основная причина сегодняшней низкой прибыльности АГНКС - слишком малые объемы реализации газа и недостаточность парка газобаллонных автомобилей. Скажем, в Москве более 700 бензиновых АЗС, но только 11 АГНКС. Понятно, что общими разговорами положение не поправить - нужны конкретные действия на правительственном и законодательном уровнях - дело же не отраслевое, а общегосударственное.
Об этом 3 сентября с. г. пойдет речь в центральном офисе Газпрома на расширенном заседании Комиссии по использованию газа в качестве моторного топлива при правительстве Российской Федерации. Участники этого события надеются, что на сей раз удастся выйти на новый уровень обсуждения актуальной проблемы. Как ожидается, в работе комиссии примут участие члены Федерального Собрания, ответственные работники аппарата российского правительства, федеральных министерств и ведомств, руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, администрации и дочерних обществ Газпрома, предприятий-производителей газотопливного и газозаправочного оборудования.
Как сообщили мне в Газпроме, намечено рассмотреть и определить конкретные меры использования природного газа на транспорте не только на ближайшее время, но и в перспективе до 2020 года. Проект принятой авторитетным заседанием концепции будет представлен в правительство. Очевидно, последует и обращение в Госдуму с просьбой завершить работу над федеральным законопроектом "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива".
Не менее важная задача предстоящего форума - активизировать совместные усилия местных администраций и дочерних обществ Газпрома в реализации соглашений о деловом партнерстве с регионами России по газификации автомашин и сельскохозяйственной техники.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников