08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОПЯТЬ "ДВОЙКА"

Иванов Иван
Статья «ОПЯТЬ "ДВОЙКА"»
из номера 153 за 30 Августа 2002г.
Опубликовано 01:01 30 Августа 2002г.
Вяземский район Смоленской области находится не где-то у черта на куличках, а всего в 200 километрах от Москвы. Тем не менее цивилизация в виде новых школьных учебников, наглядных пособий не говоря о компьютерах до него до сих пор не докатилась. Да что там компьютеры - многие учебные здания вот-вот развалятся.

Вот Шуйская общеобразовательная школа, в которой более 100 учеников. Построили ее 20 лет назад. За эти годы здание сильно поизносилось, крыша продырявилась. Средств, ежегодно выделяемых на ремонт, хватает лишь на побелку и покраску. Сейчас, в преддверии нового учебного года директор Владимир Прунтиков собственными силами, то есть вместе с учителями и учениками ремонтируют столовую. Уже много лет администрация добивается выделения средств на постройку теплицы, но все безрезультатно. Мыслит директор по-хозяйски: выращенными в теплице овощами можно было бы кормить детей, излишки урожая продавать и на вырученные деньги закупать продукты для школьной столовой. Ведь государственные дотации на питание школьников просто смехотворны - 3 рубля в день на ученика.
А у Успенской общеобразовательной школы, в которой учатся 60 детей, вообще нет своего здания. Уроки проходят в пяти избушках, беспорядочно разбросанных по периметру школьного двора, словно ульи. Учителя и ученики вынуждены в дождь и снег перебегать на переменах из избушки в избушку. Еще при советской власти сельским детям то же самое обещали - построить новую школу, обещали и на "заре демократии". Теперь районные чиновники вообще замолчали - видимо, надеются, что еще через десять лет в Успенском останется не больше десятка учеников, тогда и необходимость в школьном здании сама собой отпадет.
В еще более плачевном состоянии Тумановская общеобразовательная школа, некогда считавшаяся одной из лучших во всей Смоленской области. Сейчас в ней нет ни одного класса или кабинета, который соответствовал бы элементарным требованиям, предъявляемым к учебному заведению. Построенная до войны и достраивавшаяся в конце 40-х годов, она с тех пор ни разу не ремонтировалась. Честно признаюсь, было страшновато входить в школьное здание: обшарпанные стены, с потолка сыплется штукатурка, плафоны висят сикось-накось и едва пропускают свет, а деревянный пол похож, скорее, на расшатавшиеся мостки через речку. Менять в школе нужно практически все - крышу, потолки, электрооснастку, двери, батареи. Проект капремонта был разработан еще в 1993 году, но до сих пор лежит без движения. Тем не менее 200 ученикам нужно как-то учиться, а 80 учителям - учить. "Никому село не нужно", - горько резюмировал в беседе со мной Владимир Макаренков.
Мещерскую основную школу построил в 1910 году местный купец. Но до своего столетия учебное здание вряд ли проживет. Вот уже несколько лет, как в стене с северной стороны появилась трещина, которая постоянно увеличивается. Еще живы родственники того купца, которые, проходя мимо школы, тяжело вздыхают и все надеются, что кто-то возьмется за ремонт единственного в деревне исторического здания.
В тех школах, которые я посетил, из материального обеспечения я видел только мел да указки собственного изготовления. О наглядных пособиях, а тем более реактивах для проведения лабораторных опытов здесь уже давно забыли. Учителям задерживают на год, а то и на два выплату денег на методическую литературу, они не выписывает газет и журналов (это слишком дорого для человека, получающего от 800 до 2000 рублей в месяц), не ездят на курсы повышения квалификации...
Сегодня сельский учитель - наполовину "обучатель", а наполовину "землекопатель", поскольку без личного хозяйства прожить с семьей просто невозможно. Волей-неволей мысли педагога во время урока часто от "высоких материй" уплывают на огород или к стельной корове. Безысходность сельского учителя видна каждому, в том числе и детям. Если лет 20 - 30 назад сельские ученики буквально с трепетом смотрели на своих педагогов, то сегодня многие дети не считают зазорным отзываться о них пренебрежительно. Когда я спросил директора Тумановской общеобразовательной школы Владимира Макаренкова, сколько его выпускников поступало в этом году в педагогические вузы, последовал резкий ответ: "Ни одного!".
Если бы за подготовку школы к 1 сентября начальству ставили оценки, в дневнике руководителей смоленщины красовалась бы жирная "двойка".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников