04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

Славуцкий Александр
Опубликовано 01:01 30 Августа 2002г.
Иван Дыховичный родился в 1947 году в семье драматурга и балерины. Окончил Щукинское училище, играл в Театре на Таганке. После Высших режиссерских курсов поставил фильмы "Черный монах", "Прорва", "Музыка для декабря", "Копейка". Сейчас как режиссер и продюсер работает над первым на нашем телевидении реал-сериалом "Деньги", выходящем на телеканале ТВС.

- Иван, незадолго до появления "Денег" в эфире вы сказали, что сериал будет состоять из 66 часовых серий. Насколько успешно воплощается масштабный проект?
- До сентября мы планируем выпустить более 30 фильмов. Проблема в том, что у сериала невысокий рейтинг и руководство ТВС не может его держать в прайм-тайме, поэтому вынуждено сокращать количество серий. Мне же кажется, мы производим продукт, не имеющий на нашем телевидении аналогов. Час изображения обычно монтируется в течение двух-трех дней. У нас же на это уходит два часа. При этом качество ничуть не ниже, чем в обычных сериалах. Вся наша команда работает в нечеловеческом напряжении, и с точки зрения профессии многие продвинулись за эти два месяца, будто за плечами у них уже пятилетний опыт.
- Не кажется ли вам, что для телезрителей это не столь существенно?
- На мой взгляд, "Деньги" - это наиболее свойственный телевидению формат, позволяющий высказаться на все темы, которые волнуют людей именно сегодня. То, что его достоинства пока "не читаются", - скорее проблема качества драматургии, но никак не потенциальных возможностей формата. Мы находимся в поиске формы, которая была бы ближе к комедийному театру, чем к традиционному "мылу". И здесь могут быть совершенно разные оттенки, способы подачи, но мне ясно, что в этой художественно-документальной форме можно сказать больше, чем даже в информационных программах.
- В сериале играют дочери вашего друга писателя В. Сорокина, ваша жена. Не получилось ли, что при отборе актеров взял верх принцип "дружбанства"?
- Оставим в стороне лирику. Я всю жизнь работаю с людьми, которых знаю и в которых верю. Например, две мои предыдущие жены, не имевшие к актерству никаких способностей, в моих спектаклях и фильмах никогда не играли. Нынешняя жена - режиссер, училась у Алексея Германа и, на мой взгляд, для сериала просто находка. Что же до игры наших девочек, то она мне в десять раз милее и дороже, чем разыгрывание и декламирование текстов какой-нибудь профессиональной актрисой.
- Почему именно деньги стали темой вашего нового сериала?
- То, как люди воспринимают деньги, очень точно характеризует персонажей. На этом проверяется все. Особенно в наше время, когда деньги в огромной степени правят обществом, нравится нам это или нет.
- Не понизили ли вы, как режиссер, творческую планку, перейдя от авторского кино к сериалам?
- Я считаю, что не существует грязной работы, и прав тот, кто делает дело, кто на сцене. Что угодно, даже стриптиз-шоу можно поставить достойно и интересно. Совершенно не понимаю людей, которые отказываются браться за какую-либо работу, говоря, что она, мол, ниже их достоинства. Я знаю много режиссеров, которые еще не сделали ничего стоящего в кино, но уже заявляют, что никогда не "опустятся" до сериала. В "Деньгах" я выступаю не только как режиссер и продюсер, но и как актер. И подозреваю, что по поводу моей роли кто-то мог бы сказать: "Ну что ты, серьезный человек, пляшешь, как клоун". А мне интересно попробовать себя в буффонаде, и думаю, что меня от того не убудет, а наоборот, прибудет.
- Все ваши фильмы, и особенно последний - "Копейка", с его единственным положительным героем, нищим мастером Бубкой, гением механики и запойным алкоголиком, - явно антибуржуазны, а тут вдруг сериал с прямым обращением к зрителям: придумайте, как заработать деньги. Придумаете удачно - сами заработаете... Не изменяете ли вы здесь своим жизненным принципам?
- Не изменяю. Ведь я не столько страсть к наживе хочу в людях пробудить, сколько мысль: к чему приводит погоня за деньгами, на какие компромиссы с совестью она толкает. В сериале я играю олигарха, вроде бы очень богатого человека, но разве он доволен своей жизнью? Принесут ли ему миллионы радость? Конечно, деньги важны, но они далеко не все решают в жизни. Нельзя жить пошло, вульгарно, буржуазно. Для меня очевидно, что чем больше человек отдает, тем больше к нему возвращается. Помните, как у Руставели сказано: "Что отдал, то твое".
- Вы, конечно, согласны с Пастернаком, что "цель творчества - самоотдача"...
- Полностью. Вот этот момент самоотдачи и есть самое главное в любом творчестве. Никакими словами невозможно описать, какое почти наркотическое наслаждение испытываешь, хорошо сыграв спектакль, выложившись. Ведь это, казалось бы, очень тяжелый труд, но вместо усталости ощущаешь необыкновенный подъем, радость и легкость. Ты духовно соединился с залом, потратил себя не бессмысленно. Я хорошо помню это чувство. К сожалению, в работе режиссера таких моментов меньше.
- В этом смысле не кажется ли вам работа режиссера менее интересной?
- Нет, но она, конечно, не столь благодарна. Потому что режиссерский успех - это несколько минут на премьере, когда ты видишь на экране примерно то, что и хотел увидеть. Только на это уходят пять очень не простых лет жизни. В результате к тебе, дай Бог, подойдет 50 человек и скажет: "Да, неплохая картина". А еще ты получишь сотню желчных высказываний и 20 омерзительных статей. К критике в принципе я отношусь с интересом и всегда пытаюсь найти в ней что-то конструктивное, но к сожалению, чаще всего в газетных статьях преобладает интонация раздраженного воспитателя детской колонии.
- Когда вы работали в Театре на Таганке, достаточно близко общались с Высоцким, он даже приглашал вас выступать на его концертах. Как вам удалось подружиться с ним, ведь он не был легким в общении человеком?
- Я пришел на "Таганку" в 1970 году, тогда в театре работало всего 30 артистов. Была только одна гримерная, в которой все мы и собирались после спектаклей, репетиций. Говорили не о том, что сколько стоит или кто куда поедет отдыхать, потому что денег тогда ни у кого не было, а о работе, о литературе, стихах. И, конечно, там была гитара. Правда, Володя не очень любил чужие песни и практически никого, кроме Булата, не признавал, но мои романсы на слова Дениса Давыдова ему чем-то приглянулись, и он предложил выступать вместе. И так мы общались много лет.
- Рассказывают, что он даже как-то повлиял на ваше решение жениться на дочери члена Политбюро.
- Он знал девушку, с которой у меня был долгий роман, и однажды поинтересовался, почему мы, "такая красивая пара", не начинаем жить вместе. Я с ним поделился своими сомнениями: "Скажут, женился, чтобы стать зятем члена Политбюро". На это Володя мне, 22-летнему, сказал: "Если ты на ней не женишься, потому что она дочка Полянского, ты тем более мерзавец". Эта эффектная фраза очень повлияла на меня. С первой женой мы прожили 16 лет, из них "членом" ее отец был первых три года. Но что я за это заплатил, знаю только я.
- У всех ваших жен одно имя - Ольга. Интересно, откуда такое пристрастие?
- Видно, судьба. Когда женился во второй раз, не придал этому совпадению никакого значения, ну а когда в третий - понял, что это фатально. Имя человека, несомненно, влияет на его характер и судьбу. Ольга, как я могу судить по своему опыту, - сильный и волевой человек. Хотя все три мои Оли - совершенно разные люди, их объединяют очень развитое чувство собственного достоинства и самодостаточность. У предыдущих супруг сейчас есть мужья, но их почему-то не зовут Иванами...
- Что важнее для вас в супруге: творческое начало или умение вести хозяйство?
- Конечно, творческое. Хотя моя жена - и замечательная домохозяйка. У нас нет такой проблемы: кто сегодня приготовит суп или сварит картошку, поскольку быт для нас - нечто сугубо вторичное, вспомогательное. При этом если кому-то из нас приходится время от времени готовить обед или пылесосить, то подобное только радует и никак не отягощает, мы выполняем все хозяйственные дела легко и быстро. Но еще интереснее работать вместе в кино. В "Копейке" супруга снялась по моей просьбе, на глазах освоив профессию актрисы. Мне кажется, что ее человеческие достоинства "просвечивают" сквозь экранный образ и оттого стоят больше, чем набитая актерская рука. По крайней мере, для меня - режиссера и мужа.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников