07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕОЖИДАННОСТИ "СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА"

Анохин Павел
Статья «НЕОЖИДАННОСТИ "СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА"»
из номера 160 за 30 Августа 2003г.
Опубликовано 01:01 30 Августа 2003г.
Вполне возможно, пятисторонний формат переговоров по урегулированию приднестровского конфликта (Россия, Украина, Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ) вскоре будет заменен некой новой региональной группой с включением в нее структур Евросоюза или некоторых стран НАТО. Такие планы все более приобретают реальные очертания и вызывают озабоченность в России. Сложившееся положение комментирует директор Института политических исследований Сергей МАРКОВ.

- Сергей Александрович, западная инициатива предусматривает значительное сокращение военного присутствия России в регионе. Насколько это соответствует национальным интересам нашей страны?
- План, предложенный Исследовательским институтом безопасности Евросоюза, можно сказать, интересный и неожиданный. Неожиданный, потому что для урегулирования приднестровского вопроса он не нужен. Ведь уже есть пятисторонний формат урегулирования конфликта, действует миссия ОБСЕ, создан механизм разработки конституции молдавской федерации. Что еще нужно?
Тем не менее план появился. В нем, бессмысленном с точки зрения самого процесса урегулирования конфликта, кроются достаточно серьезные геополитические составляющие. Во-первых, речь идет об отказе от проведения в Приднестровье военно-гарантийной операции. Ее необходимость признавалась всеми участниками переговорного процесса с той лишь разницей, что Приднестровье предлагало проводить операцию под эгидой России, а глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл считал, "что в будущей операции, если она пройдет под эгидой ОБСЕ, в принципе смогут принять участие все страны - члены данной организации, в том числе и Россия". В новом проекте российское военное присутствие не предусматривается в любой форме.
Во-вторых, в урегулировании приднестровского вопроса по новому плану почти ничего не остается от роли ОБСЕ, которая в течение десяти лет была здесь головной международной организацией. Ее место занимает рабочая группа под сопредседательством ЕС и России. Однако уже сейчас ясно: создание новой структуры и ее адаптация займут достаточно много времени, а это только затормозит переговорный процесс. Кроме того, сложно найти правовые основания, в силу которых Европейский союз будет решать дела государств, не являющихся членами этой организации.
- По мнению ведущих политологов страны, план ЕС, с геополитической точки зрения, направлен на вытеснение России из региона...
- К сожалению, такая точка зрения не беспочвенна и красноречиво иллюстрирует то, как западные союзники понимают "стратегическое партнерство" с Россией. Когда Россия поступается своими национальными интересами в пользу западных государств, они говорят, что Москва совершает шаги в правильном направлении, но еще недостаточно последовательно. Когда Россия действует в соответствии со своими национальными интересами, ее обвиняют в имперской политике.
США и европейские государства полностью проигнорировали позицию России по поводу расширения НАТО. Однако НАТО продолжает увязывать присоединение новых членов Североатлантического альянса к адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). И требует выполнения Россией обязательств по выводу военнослужащих из Грузии и Приднестровья, взятых на саммите ОБСЕ в Стамбуле. При этом, как заявил специальный советник генсека НАТО Крис Доннелли, вопрос о присоединении той или иной страны к адаптированному ДОВСЕ "касается национальных интересов самих этих стран, и НАТО не контролирует, каким образом они решат этот вопрос, а может только влиять". Напрашивается естественный вопрос: почему России в такой ситуации не увязать вывод войск из Приднестровья с официальным присоединением к ДОВСЕ Словении, Латвии, Литвы, Эстонии?
Стоит задуматься и о том, с какой целью в администрации Буша, по сообщениям СМИ, обсуждаются планы расширения военного присутствия США в Восточной Европе, прежде всего в Польше, Румынии, Болгарии? Для построения там гражданского общества или для использования территорий этих государств в качестве военных плацдармов?
Справедливости ради надо отметить: ОБСЕ тоже не очень устраивает американских геополитиков. Объясняется это тем, что позиция ОБСЕ направлена в первую очередь на правовое урегулирование приднестровского конфликта, а не на реализацию военно-политической стратегии США. Именно американцы являются инициаторами политического и экономического давления на Приднестровье.
Тем не менее за годы президентства Владимира Путина роль России в мире значительно возросла, с ней стали считаться. США, учитывая рост антиамериканских настроений в мире и напряженные отношения с союзниками по НАТО, сегодня вынуждены искать поддержки у России. Американцы отдают себе отчет в том, какие издержки может принести им их присутствие в Центральной Азии, на Балканах или в Румынии при недружественном отношении к этому России...
Хочу напомнить слова Владимира Путина, которые он сказал президенту Белоруссии Александру Лукашенко: "Россия так много отдала за последние десятилетия, что вопрос об "отдавать" не стоит. Мы будем брать, но в рамках договоренностей и международных соглашений". В этой фразе, по-видимому, кроется суть новой политики России.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников