НА РЫНОК - С КАНИСТРОЙ

Осень обычно приносит автомобилистам маленькие радости: именно в этот период хоть немного, но снижаются цены на бензин. Начиная с января и до последнего времени они в основном росли, причем оптовые заметно опережали розничные.

По данным Госкомстата, потребительские цены на автобензин в первом полугодии выросли на 9,1 процента, цены производителей - на 0,8 процента. Стоимость автомобильного топлива на заправках за это же время поднялась в среднем на 0,5-1,2 рубля за литр.
Связано это с рядом традиционных факторов (прежде всего сезонное повышение), к тому же немаловажную роль сыграло решение государства об увеличении акцизной ставки на нефтепродукты. "Честно говоря, мы ожидали, что 45-процентный рост акцизов спровоцирует 10-процентный подъем розничных цен на бензин. Но они увеличились только на 6-7 процентов",- сообщил корреспонденту "Труда" исполнительный директор Российского топливного союза Павел Сергиенко.
В июле потребительские цены на бензин выросли в 48 регионах, не изменились - в 31, снизились - в 9. Поясню, что оптовые и розничные имеют разную природу и подчиняются разным законам. Поэтому нередко случается, что оптовые цены падают, а розничные растут. И наоборот. Опт в России, кстати, не имеет рыночной основы. У нас нет биржи нефтепродуктов, так что "оптовка" складывается непосредственно на нефтеперерабатывающих заводах. В рознице же действует жесткая конкуренция.
Сейчас розничные цены идут в унисон с оптовыми, хотя и с традиционным отставанием. Последний заметный всплеск оптовых цен в этом году начался с 11 августа. Это связано как с активизацией сезонных работ (уборочная страда, заготовка топлива на зиму и т. д.), так и с повышением деловой активности населения - люди вышли из отпусков, в полную силу заработали организации и предприятия. Сейчас "ценовая волна" почти подкатила к своему пику. К концу сентября она, по прогнозам экспертов, остановится, а с первых чисел октября пойдет на убыль. Эта тенденция, очевидно, сохранится до конца года.
Насколько заметным окажется ценовое снижение?
- В каждом регионе будет по-разному,- считает П. Сергиенко.- Это зависит, во-первых, от наличия крупных нефтеперерабатывающих предприятий в области или крае. Из 89 регионов крупные НПЗ имеются только в 22. Это значит, что только в них расходы на транспортировку нефтепродуктов окажутся незначительными, а стало быть, и розничные цены тут будут ниже. Во-вторых, очень важно, как выстроена в регионе рыночная структура: сколько компаний представлено, есть ли конкуренция между ними? В Московском регионе, например, работают практически все крупнейшие российские компании. Конкуренция между ними высокая, поэтому случайные, субъективные факторы не могут влиять на изменение "бензиновых цен". В Волгограде, Нижнем Новгороде, Туле, Рязани, других регионах, где рынок нефтепродуктов в руках одной компании, цена может меняться в зависимости от ее экономического самочувствия на данный момент, от того, сколько нефти она отправляет на экспорт, и т. д. В-третьих, прямое влияние на формирование цены оказывает покупательная способность населения. В Москве она высока, поэтому и бензин здесь дороже, чем во многих других, пусть и не избалованных конкуренцией, регионах.