Hорвежские экологи намерены инициировать международные слушания по проблеме подъема АПЛ К-159

Hорвежские экологи намерены инициировать международные слушания по проблеме подъема АПЛ К-159

Специалисты норвежской экологической организации "Беллуна" (Bellona) считают, что Россия должна тщательно исследовать все возможные технические варианты операции по подъему АПЛ К-159 с тем, чтобы в дальнейшем провести ее безопасную утилизацию.

Как заявил "Интерфаксу" представитель "Беллуны" капитан 1-го ранга в отставке Александр Hикитин, "судя по всему, сегодня проблема, связанная с затоплением К-159, для российских властей не интересна. Поэтому в ближайшее время "Беллуна" намерена инициировать слушания в международных инстанциях для того, чтобы добиться прогресса в решении о подъеме К-159".

Он подчеркнул, что "из-за отсутствия официальной информации от российской стороны на данном этапе мы не можем однозначно настаивать на подъеме подлодки. Поэтому главным для нас сегодня является решение вопроса о приведении ее в безопасное состояние".

"Если изучение всех аспектов нынешнего состояния реакторов и корпуса затонувшей АПЛ покажет, что подъем К-159 окажется слишком сложной и небезопасной операцией, то все усилия должны быть направлены на обеспечение безопасности отработанного ядерного топлива, находящегося в реакторах лодки. Одной из возможностей для этого является строительство саркофага вокруг реакторов, для того, чтобы минимизировать риск радиоактивного загрязнения", - сказал он.

А.Hикитин напомнил, что АПЛ К-159 имеет два реактора типа ВМА, мощностью 70 МВт каждый. Активные зоны реакторов содержат около 800 кг отработавшего ядерного топлива, активность которого составляет около 750 Кюри на кг.

По его мнению, "пока К-159 покоится, в, так сказать, естественном положении на дне Баренцева моря, она будет представлять собой риск радиоактивного загрязнения для окружающей территории. Рано или поздно, но радиоактивность, содержащаяся в активных зонах реакторов, все же найдет выход, и начнется утечка радиации в морскую воду". "Фактор значительной коррозии корпуса подлодки, так же, как и фактор огромного давления воды на глубине в 240 метров, где лежит затонувшая АПЛ, дает основания нам опасаться, что утечка радиации рано или поздно произойдет", - сказал эколог.

Также, считает он, "необходимо учитывать и психологический фактор в ситуации, когда наполненная отработанным ядерным топливом атомная подводная лодка покоится на дне богатого рыбой Баренцева моря". То есть, пояснил он, "на перспективы рынка продажи рыбы из Баренцева моря, как в случае рыболовной промышленности и экспорта рыбы из России, так и в случае рыбной отрасли ее соседа Hорвегии, слухи о радиоактивном заражении морепродукта могут произвести весьма нежелательный эффект".

Он признал, что "в процессе вывода из эксплуатации АПЛ в 1989 году с реакторами были выполнены технические мероприятия, направленные на обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Эти мероприятия позволяют обеспечивать безопасность в штатном режиме". Однако "никогда не разрабатывались и не выполнялись мероприятия для аварийных ситуаций подобной той, что произошла с АПЛ К-159", - подчеркнул эколог.

Основываясь на опыте, собранном специалистами по прошлым авариям с затонувшими атомными лодками, как, например, с затоплением "Комсомольца" в 1987 году, можно утверждать, что сегодня на локальном уровне происходят утечки радиоактивности, уверен он.

По словам А.Hикитина, "если рассматривать более долгосрочные прогнозы, то далее радиоактивное загрязнение может распространяться все шире по акватории Баренцева моря.