МАКСИМКИНЫ УНИВЕРСИТЕТЫ

Сколько в Москве одаренных детей? А в России? Увы, никто толком не знает. Вундеркиндов никто не считал, и, судя по всему, мало кто знает, что же с ними делать. В стране напрочь отсутствует система поддержки одаренных детей - к такому нерадостному выводу пришли недавно члены Общественной палаты России. Дети и их родители самостоятельно борются с системой за элементарное выживание. И не всегда остаются в победителях...

Это "пять", Наталья Викторовна!
- Та-а-ак.
Школьники притихли, предвкушая расправу.
- Так, - еще раз повторила учительница, - ты пропустил три занятия, на которых я объясняла зарождение христианской религии. В учебнике этого нет, а потому темы ты не знаешь.
- Наталья Викторовна, я болел - и справка тому подтверждение, - уверенным голосом возразил подросток. - А если говорить о предпосылках, то это была социальная и политическая неустойчивость той эпохи. Зарождавшееся из-за этого чувство безысходности толкало массы к религиозным поискам...
- Хорошо. Будем считать, что ты ответил. Можешь сесть, - перебила его педагог. И, не сдерживая злорадства, добавила: - "Четыре".
Максим переспросил:
- "Четыре"?
Другой бы, наверное, топнул ногой и выбежал из класса. А вместо этого абсолютно ровный тон:
- Наталья Викторовна, вы знаете, что я пропустил занятия по объективным причинам. Кроме того, я не согласен с тем, что знания мои поверхностны. Я знаю материал на "пять" и готов доказать это перед любой комиссией...
ТАЛАНТ ПОДДЕРЖАЛИ ТОЛЬКО ИНОСТРАНЦЫ
В Москву Максим вместе с семьей переехал пару лет назад. Раньше они жили в Одессе. Еще на берегах Черного моря малыш пошел в первый класс и тут же сдал экзамены за второй - общая эрудированность позволила сделать это без особой подготовки.
В третьем классе он познакомился с англичанином, который, впечатленный талантами мальчика, стал совершенно бесплатно заниматься с ним иностранными языками. Чуть позже пытливый ум Максимки привлек к себе внимание и одного американского мецената: тот стал выплачивать вундеркинду персональную стипендию.
Переезд в Москву совпал с очередным скачком через класс. В новом учебном коллективе способности Максима сразу заметили, но своеобразно: домой парнишка вернулся с фингалом под глазом. А через неделю мама Максимки услышала от классной руководительницы: "Ваш сын весьма и весьма неудобный ученик - он постоянно задает вопросы! И какие! Я не могу на них ответить! Что мне прикажете с ним делать?"
Продержавшись с боем в этой московской школе (кстати, весьма приличной и вполне уважаемой) до конца года, Максим и мама совместно подытожили "капитал". Мать окончательно убедилась, что ее ребенку в жизни придется нелегко. А сын тем временем залечивал сотрясение мозга - результат удара сапогом в висок, полученный от одноклассников.
И ВСЕ-ТАКИ ПРИЗНАНИЕ
Стали искать Максиму новую альма-матер. Обошли несколько. Но лишь один из директоров школ, пообщавшись с вундеркиндом всего полчаса, резюмировал: индивидуальный график обучения, усиленное изучение английского и математики, все остальное - по желанию, свободная посещаемость и полный доступ к школьной библиотеке.
- Да ну, какой из него гений, - отмахивается Максимкина мама, - обычный ребенок, ленится, как и все. Спорту вот стал внимание уделять. Прошлым летом ездил на регату, где был капитаном парусной лодки. Командовал ребятами, которые на несколько лет его старше. Ничего, справился, даже четвертое место заняли.
Нашему Максимке вроде бы повезло. Но сколько таких мальчишек и девчонок, жертв системы усредненного образования, маются сейчас по стране: кочуют из школы в школу, не находя общего языка с одноклассниками и поддержки со стороны педагогов? Пока гадаем, что же с ними, такими нестандартными, делать, в этих школьных коридорах страна по большому счету теряет свое будущее.
ВОПРОС "ТРУДА"
ЧТО ЖЕ С ВУНДЕРКИНДАМИ ДЕЛАТЬ?
Евгений БУНИМОВИЧ, глава комиссии по образованию Московской городской Думы:
- Проблема эта знакома мне не понаслышке: отец мой поступил на мехмат в 16 лет, я - в 15, а сын сдал экзамены в вуз, когда был еще на год младше. Самый распространенный случай - это успех ребенка в области знаковых систем: языков или математики. Но, уходя на два шага вперед в этом, акселераты теряют очень многое в эмоциональной сфере. Французы вообще гораздо принципиальнее в этом вопросе: во главу угла они ставят социальную адаптацию и считают, что разделение школ на "для умных" и "для обычных" приведет к столкновениям и социальным распрям, когда эти дети вырастут и поймут, кто из них кто. Поэтому пусть родители лучше расширяют круг интересов ребенка: музыка, спорт, еще большее количество языков, но ни в коем случае не настаивают на выделение таких развитых детей в обособленную когорту.