06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДВА КАПИТАНА

31 августа 1986 года в 23 часа 12 минут при выходе из Новороссийского порта столкнулись пассажирский теплоход "Адмирал Нахимов" и сухогруз "Петр Васев". Через восемь минут теплоход затонул.

На борту парохода находились 1243 человека, включая команду. 820 из них удалось спасти, 359 тел спасатели выловили в море, а 64 человека так и сгинули в пучине. Советский "Титаник" погибал не среди айсбергов - в тихую погоду, вблизи курортных мест, сиявших огнями ресторанов и гостиниц. Теплоходу "Петр Васев" повезло больше. Несмотря на значительные повреждения носовой части, он остался на плаву и его команда вместе с экипажами других подоспевших судов спасала терпящих бедствие.
Уже на следующий день прокуратура возбудила уголовное дело в отношении капитанов двух судов. Процесс был громким.
Из обвинительного заключения по уголовному делу N 18/58369-86:
"Проведенным по делу предварительным следствием установлено, что столкновение судов, кораблекрушение и гибель многих пассажиров и команды парохода "Адмирал Нахимов" явились следствием грубого нарушения правил безопасности движения на морском транспорте, допущенного капитаном теплохода "Петр Васев" Ткаченко В.И., капитаном парохода "Адмирал Нахимов" Марковым В.Г. и вахтенным вторым помощником капитана Чудновским А.Р., погибшим при кораблекру шении."
Если перевести сухой язык протокола на обыденный, то "грубое нарушение правил безопасности" состояло в том, что оба капитана, заблаговременно имея от службы Управления движением судов Новороссийского порта информацию о том, что их судна идут на пересекающихся курсах, передоверили управление своим помощникам. А те подкачали. Марков, например, вообще ушел с капитанского мостика к себе в каюту еще до того, как суда должны были разминуться, чего делать не имел права. Ткаченко, правда, оставался у штурвала, но почему-то избрал более короткий, но и более опасный путь расхождения с "Адмиралом Нахимовым", что послужило одной из причин катастрофы.
Следствие расценило эти действия как преступные. И заплатили за него два капитана пятнадцатью годами колонии каждый. Правда, через семь лет президенты России и Украины обоих помиловали. Но души тех, кого так и не удалось спасти, преследовали их всю жизнь. Конечно, о том, чтобы после освобождения снова встать на капитанский мостик, не могло быть и речи. Кстати, поплатились тогда за эту катастрофу не только Марков и Ткаченко, но и многие крупные флотские начальники.
Рассказывает руководитель благотворительного фонда "Нахимовец", созданного для социальной защиты пострадавших в катастрофе людей и родственников погибших, Наталия Рождественская:
- Тогдашний министр морского флота СССР был отправлен в отставку, начальник Черноморского пароходства, начальник службы безопасности мореплавания пароходства, директор Одесского бюро путешествий уволены с занимаемых должностей и исключены из рядов КПСС, что в те времена было равносильно полному закату карьеры.
Наиболее трагичной оказалась судьба капитана сухогруза "Петр Васев" Виктора Ткаченко. Невольно на ум приходит народная мудрость: "Кому суждено утонуть, того не повесят". Освободившись из мест заключения, он вернулся в Одессу. Но жить, как прежде, не получилось. Родственники погибших сделали его жизнь невыносимой: звонки с угрозами по телефону, разбитые окна...
Семья приняла решение эмигрировать. Сменив фамилию на Тальор, они уехали жить в Израиль. Но для предначертанной судьбы границы государств не имеют значения. В сентябре 2003 года яхта под управлением Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Вместе с ним погибли еще два члена экипажа. Позже обломки яхты и погибших людей нашли у канадского берега. Похоронен Виктор в Тель-Авиве.
Капитану парохода "Адмирал Нахимов" Вадиму Маркову, если так уместно выразиться, повезло больше. Он остался в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве. Как и для Ткаченко, жизнь в родном городе оказалась невыносимой. Из-за преследований родственников погибших несколько раз приходилось менять место жительства, но уехать за границу он не решился. Вырастил сына, который стал довольно успешным бизнесменом. Сейчас Вадим Георгиевич на пенсии. Всячески избегает общения с посторонними, тем более с журналистами.
Рассказывая о судьбах капитанов, Наталия Николаевна заметила, что не считает их единственными виновниками трагедии. Виновата вся система, безответственность власть имущих на любом уровне, а еще равнодушие. То равнодушие, с которым власти до сих пор относятся к оставшимся в живых и родственникам погибших.
- Фонд был создан моей матерью в 1997 году, - рассказывает Наталия Николаевна, - для того чтобы помогать тем, кто после катастрофы остался один на один с бедой. В прошлом году мама ушла из жизни, и ее дело по наследству досталось мне. Каждый год неимоверными усилиями, обивая многочисленные пороги чиновников, члены фонда организуют траурный рейс скорби на место гибели "Адмирала Нахимова".
Судьба же самого парохода остается неизменной. На его подъем у государства денег нет. Да и надо ли? Ведь он стал могилой для 64 человек, тела которых так и не смогли найти. Стоит ли их тревожить?
Как заверили корреспондента "Труда" в Новороссийском пароходстве, утечки нефтепродуктов из затонувшего судна не происходит. Анализы проб воды и грунта в бухте, которые берутся систематически, говорят о том, что уровень углеводородов в непосредственной близости от "Адмирала Нахимова" не превышает фоновый. Пока. Но не пора ли просчитать, как поведет себя корпус судна через пять, десять лет? И не стоит ли уже сегодня предпринять меры для защиты бухты от потенциальной экологической катастрофы?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников