НАЧАЛЬНИК СЧИТАЕТ, ЧТО РАБОТАТЬ НАДО ВЕСЕЛО

"Не так давно начальником нашего отдела стала очень ответственная дама, присланная на повышение

"Не так давно начальником нашего отдела стала очень ответственная дама, присланная на повышение из Петербурга. С ее приходом жизнь отдела круто переменилась. Нет, по части работы каких-то новостей нет, зато налаживание внутриотдельских контактов вышло на первый план. А единение коллектива, по мнению руководительницы, невозможно без дружных посещений разных увеселительных заведений. И вот теперь как на работу мы ходим в рестораны, клубы, бары. Повод всегда найдется: день рождения, отпуск, сдача отчета и т.д. и т.п. Явка на эти мероприятия сотрудников отдела по сути обязательна - если вдруг проигнорировал, то надо потом объясняться и выслушивать упреки: что-то там о дружной семье, в которой не без урода...
Некоторые пытались деликатно намекнуть, что веселиться по указке, пить, танцевать, общаться не всем нравится. Но намеки эти игнорируются. Более того, наша начальница ясно дала понять, что новые производственные задачи может решить только спаянный коллектив, а тот, кто этого не понимает, едва ли будет полезен в перспективе. А мы-то в чем виноваты? Создавать свиту, торчать в кабаках вечером после работы, общаться с тем, кто на службе уже поднадоел, - разве это входит в мои обязанности?
Кто-то подумает - что за проблема? Отдыхай, веселись... На самом же деле такое "единение коллектива" приводит и к недоразумениям на работе - когда сотрудники теряют грань между служебными и внеслужебными отношениями. А может, я просто отстал от жизни и сейчас на службе так принято? Хотелось бы узнать мнения ваших читателей, тем более ваша газета так называется: "Труд".
Ваш давний читатель Владимир
ЮРИДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Мы обратились к юристу Геннадию ПИЧУГИНУ, специализирующемуся на трудовом законодательстве.
- Не думаю, что на вопрос Владимира требуется пространный ответ. По существу требования руководителя отдела, в котором работает автор письма, абсолютно беспочвенны и ничего общего с трудовым законодательством не имеют. Чистой воды самодеятельность, сотрудники вольны распоряжаться своим свободным временем без оглядки на начальство. А в случае каких либо ущемлений, взысканий со стороны руководителя они легко оспорят такое решение в суде.
Проблема, на мой взгляд, в другом. Если вы, Владимир, и ваши коллеги действительно хотите избавиться от "веселой повинности", надо не намекать робко о своем желании, а попробовать поговорить с руководителем принципиально, прямо называя вещи своими именами. Не поможет - обратиться к вышестоящему начальству. Ведь на вашей стороне и правда, и закон. Так что будьте смелее.
ПРЕНИЯ СТОРОН
Юлия ШИЛОВА, менеджерпо продажам, 26 лет, Москва:
- У нас принято хотя бы один вечер в неделю и пару выходных дней в месяц проводить всем отделом, вместе. Это не повинность, но отказываться как-то не принято. По-моему, ничего плохого в этом нет, мы ведь не только выпить-потанцевать собираемся, но и в тир ездили, и велосипедное шоу устраивали. Весело, все люди раскрываются, в такие дни действительно понимаешь: мы - одна команда. Правда, у нас работает в основном молодежь, не обремененная семейными заботами. А вот была одна из тех, "кому за 30", так она ушла через полгода. Чувствовала себя не в своей тарелке.
Константин Сергеевич, строитель, 44 года, Казань:
- Корпоративные забавы? Это не к нам. Мы два раза в году можем собраться выпить: на День строителя и на Новый год. Почему? Знаете такую песню у Высоцкого: "Тут за день так накувыркаешься..." Это как раз про нас. А резвятся люди из контор, которые с бумажками.
А КАК У НИХ?
Управа на шефа
Мой давний парижский приятель и коллега Жан-Франсуа рассказал мне такую историю. Моник, его сестра, окончив школу менеджмента, устроилась на работу в крупную строительную компанию. Приличная зарплата, перспектива роста... Все складывалось наилучшим образом до момента, когда в ее отдел прислали нового начальника. Им оказался энергичный экстраверт, переведенный из лионского филиала компании в Париж с повышением. Шеф-новичок, судя по всему, по отработанной схеме взялся "сплачивать" коллектив, причем не только в рабочее время, но и вечерами.
Сестра моего приятеля однажды в пятницу отказалась от посиделок в кафе: ходила в невестах, и у нее была назначена встреча со своим парнем. Потом Моник еще пару раз пропустила корпоративные междусобойчики, после чего стала замечать, что шеф к ней резко охладел. С его стороны начались придирки по пустякам.
Женщина совсем извелась, подумывала уже об увольнении. Но поделилась проблемами со школьной подружкой, трудившейся в адвокатской конторе. "Не валяй дурака, - услышала в ответ, - то, что с тобой происходит, в нашей практике называется "моральным преследованием" и уголовно наказуемо". Тут-то Моник узнала о том, что во Франции в схожей ситуации ежегодно оказываются десятки тысяч человек, что еще в 2002 году в стране был принят специальный закон по этому поводу. З аконом предусмотрены штраф 15 тысяч евро, а также тюремный срок до одного года в отношении тех лиц, виновность которых по этим статьям установлена в ходе судебного процесса.
Дело до тяжбы не дошло. Она обратилась за помощью в профком компании, где подобными вопросами ведает комиссия по гигиене, безопасности и условиям труда. Затем вместе с людьми из профсоюза провела переговоры с начальником отдела людских ресурсов - так здесь называют отдел кадров. Вопрос был вынесен на заседание совета предприятия, куда входят как представители профсоюза, так и дирекции. В результате вмешался президент компании, который "поправил" лионского экстраверта.