АМЕРИКАНЦЫ "СТЯНУЛИ" НАШУ КАРТУ?

Есть легенда, что при обсуждении вопроса о советских границах в этом секторе Сталин с присущей

Есть легенда, что при обсуждении вопроса о советских границах в этом секторе Сталин с присущей ему категоричностью прочертил знаменитым карандашом линию на карте: от погранпоста N 1 на Кольском полуострове до Северного полюса, а потом - на юг к острову Ратманова в Беринговом проливе.
16 апреля 1926 года было опубликовано постановление Президиума ЦИК СССР "О земле и островах в Северном Ледовитом океане". В нем собственностью государства признавались все земли в этом районе между 32-м градусом восточной долготы и 168-м градусом западной долготы.
- Американцы ратифицировали соглашение о нашей восточной границе, - поясняет советник управления судоходством Федерального агенства морского и речного флота Александр Ушаков - Только с Норвегией этот вопрос остается предметом переговоров.
Но где были иностранные претенденты 70 лет назад, когда экипаж Водопьянова высадил возле полюса папанинскую экспедицию?
Даже Книга рекордов Гиннесса, первое русское издание которой вышло в 1988 году, подтверждает наш приоритет на полюс. В статье "Покорение Северного полюса" отмечено: "Советский ученый доктор Павел Гордиенко с тремя компаньонами были первыми, вставшими точно на точку с координатами 90 градусов 00'00'' северной широты (+300м) 23 апр. 1948 г."
Кто были остальные трое? Гидролог Сомов, геофизики Сенько и Острекин или штурманы трех самолетов, под командованием знаменитого полярного летчика Черевичного доставивших в тот день на Северный полюс советскую научную экспедицию, вторую после папанинской?
Об обстоятельствах этой высадки мне рассказывал Владимир Мальков, летавший тогда вторым пилотом с Иваном Черевичным:
- С самолета, направленного Водопьяновым в 1937 году на поиски пригодной для приледнения тяжелых авиамашин площадки место высадки было засечено. 21 год спустя дрейф льдов привел к тому, что место для посадки оказалось как раз на полюсе. Но после посадки надо было еще и на поверхности обозначить эти 0 градусов.
Штурманы со своими приборами начали кружить вокруг стоянки самолетов в надежде поймать хоть мутный проблеск светила. Повезло штурману второй машины - он сумел навести сектант на проглянувший сквозь туман желтоватый диск, сверил его показания со временем и позвал остальных коллег, которые подтвердили: да, здесь сейчас на дне под нами- полюс.
Владимир Васильевич отметил, что звание Героя Советского Союза получили позже военные пилоты И.Черевичный, В.Задков, И. Котов, а гражданские - штурман Н.Зубов, бортмеханики А.Зайцев, И.Коротаев, А.Мохов были удостоены звания Героев соцтруда.
Ни в одной из газет той весны 1948 года не было ни строчки об экспедиции "Северный полюс-2". Как и в последующем. Даже известный полярный летописец Савва Морозов достаточно внятно рассказал о ней лишь 52 года спустя в книге об И.И. Черевичном "Крылатый следопыт Заполярья".
Не был опубликован ни в газетах, ни в сборнике законов Президиума Верховного Совета СССР за 1938-й - пятидесятые годы и Указ о награждении участников той экспедиции. О том, что он был, удалось установить по имеющемуся в библиотеке "Труда" двухтомному справочнику "Герои Советского Союза".
Первая достоверная карта глубин центральной части Северного Ледовитого океана была составлена как раз по результатам экспедиций 1948 года. Результаты советских работ 40-х и 50-х подтвердили правильность предположения: здесь на дне погребены складчатые сооружения от Северо-Восточной Азии до канадской Земли Эльсмира.
Значит, хребет Ломоносова до приполюсной зоны - российский, а дальше на юг - канадский и гренландский.
В Музее Арктики и Антарктики у Пяти углов на Литейном проспекте в Питере была выставлена точная карта арктического дна, выполненная рельефно.
Как рассказал мне впоследствии директор музея, среди посетителей оказались весьма внимательные "гости". И карта вскоре оказалась в распоряжении военных США, послужив им в исследовании маршрутов для подводных лодок в полярных водах.
- Вся обстановка на побережье Арктического бассейна и в его глубине наблюдалась с сотни полярных станций,- отметил доктор географических наук Александр Ушаков. - Это позволило во второй половине прошлого века проводить суда от Мурманска до Чукотки и обратно достаточно безопасно.
Сегодня станций осталось 40. Мурманское пароходство получает информацию о погоде от норвежцев, в том числе с их спутников. А раньше они пользовались советскими данными. Крупнейший Восточно-Сибирский порт Певек перерабатывал за год 800 тысяч тонн грузов, сегодня - только 120 тысяч. Тикси упал с 850 тысяч тонн в 1986 году до 35 тысяч.
Почувствовав слабину России, американцы во всю принялись хозяйничать подо льдами. У них появились субмарины, способные проникать во все даже мелководные моря, где лед промерзает совсем близко ко дну.