Спели на всю Европу

Молодые российские певицы выиграли два престижных конкурса

В разных концах Европы наши соотечественницы стали победительницами самых авторитетных оперных соревнований. Кристина Мхитарян завоевала главный приз на конкурсе имени королевы Сони в Осло, Аида Гарифуллина — на «Опералии» Пласидо Доминго в Вероне.

Кристина Мхитарян родом из Новороссийска, Аида Гарифуллина родилась в Казани. Обе девушки с детства хотели стать певицами. Кристина целеустремленно шла к своей мечте, ради которой ее семья даже перебралась в Москву. Сначала училась в школе-театре Галины Вишневской, потом в училище и Российской академии музыки имени Гнесиных у Рузанны Лисициан. Сегодня она артистка Молодежной оперной программы Большого театра. Восхождение Аиды с самого начала и до сих пор под контролем у ее мамы. С ранних лет она не только учится серьезному пению, но и охотно принимает участие в различных эстрадных проектах, например поет с Димой Биланом.

Если Кристина постоянно появляется в спектаклях Большого театра, то для Аиды, бравшей уроки вокала в Венском университете музыки и исполнительского искусства в классе профессора Клаудии Виска, выход на оперную сцену — это пока что эпизод. Впрочем, такие «эпизоды» случались на весьма престижных сценах — в родной Казани и даже в Мариинском театре, где 25-летняя певица дебютировала в партии Сюзанны в моцартовской «Свадьбе Фигаро».

Что касается конкурсов, Пласидо Доминго проводит свой турнир ежегодно, начиная с 1993 года, каждый раз меняя место действия. И нельзя не заметить, что синьор Доминго нередко называл лучшими певцов из России. Так, среди победителей разных лет значатся имена Елены Манистиной, Екатерины Лехиной, Юлии Новиковой, Алексея Кудри и Василия Ладюка. А вот на конкурсе имени королевы Сони, проходящем с 1988, раз в два года и исключительно в Осло, российская исполнительница одержала победу впервые.

Надо заметить, что регламент соревнования в Норвегии значительно более жесткий, чем на конкурсе Пласидо Доминго. В Осло в финал выходят всего пять певцов, а побеждает только один, тогда как жюри под руководством Доминго выбирает дюжину финалистов, а побеждают двое. И Аида разделила победу с китайским бас-баритоном Ао Ли. Редкий случай для конкурса Пласидо Доминго, где публика обычно солидаризируется с мнением маэстро: приз зрительских симпатий взяли не победители, а американка Кэтрин Левик, пришедшая к финишу только третьей, и ставший серебряным призером итальянец Симоне Пьяццола. Впрочем, традиционно победителями конкурса Доминго считают себя все финалисты, поскольку они получают эксклюзивную возможность поработать с Доминго-дирижером, что гораздо ценнее любых премий.

Победитель в конкурсе королевы Сони получает 20 тысяч евро, а лучший исполнитель на конкурсе Пласидо Доминго — 30 тысяч долларов. Оба конкурса считаются очень престижными. На них массово съезжаются представители лучших оперных театров мира, готовые дать шанс в профессии вспыхнувшим только что звездочкам. Но это именно шанс, а не гарантия пожизненного успеха. Уже через год или два придет черед следующих конкурсов. И они назовут имена новых триумфаторов, также жаждущих удачи.