Его зовут «Орлан-МКС»

Так называется космический скафандр пятого поколения, который был представлен на МАКС-2013

Новый российский скафандр можно примерить на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013. Космический скафандр пятого поколения называется «Орлан-МКС». Он предназначен для работы во внеземном пространстве. До международной орбитальной станции он пока не добрался, зато стал центром притяжения посетителей на авиакосмическом салоне МАКС-2013, работающем в подмосковном Жуковском.

Доспехи звездоплавателей уже более полувека создаются в КБ и цехах уникального научно-производственного предприятия «Звезда», которое по уровню космических и авиационных скафандров, катапультных кресел, экспериментальных установок входит в число признанных мировых лидеров.

«Верхняя одежда» космонавта для внекорабельной деятельности — это, по сути, нашпигованный современной техникой миниатюрный космический корабль массой 110 кг. В этом скафандре можно шагнуть через шлюзовую камеру в открытый космос, не опасаясь ни глубокого вакуума, ни перегрева на солнечной стороне орбиты, где температура достигает +120 градусов, ни жуткого холода (-120 градусов) на теневой стороне.

Новый «Орлан-МКС», как и его предшественники, состоит из нескольких оболочек. Основа — жесткий корпус из алюминиевого сплава, или кираса, называемая так по аналогии со средневековыми доспехами. К жесткому корпусу крепятся мягкие рукава и штанины. Гермошлем составляет единое целое с кирасой. Эту абсолютно герметичную одежду не надевают — в нее входят через заднюю дверцу. Снаружи есть еще и дополнительная, в том числе микрометеоритная защита: несколько слоев экранно-вакуумной теплоизоляции.

А внутри, под кирасой — совсем другая одежда: мягкий сетчатый костюм водяного охлаждения (КВО). Его пронизывают вшитые в материю десятки тоненьких трубочек, по которым циркулирует холодная вода. «Эта вода не простая — с большим содержанием серебра, чтобы не портилась в течение долгого времени, — рассказал «Труду» генеральный директор — главный конструктор Научно-производственного предприятия «Звезда» имени академика Г.И. Северина Сергей ПОЗДНЯКОВ. — Дело в том, что космонавт во время работы в открытом космосе затрачивает немалые физические усилия, выделяя много тепла. Оно и отводится с помощью КВО, чтобы не допустить перегрева, создать комфортные условия».

Небольшой ручкой на пульте управления (снаружи скафандра, слева, на уровне груди) космонавт сам регулирует тепловой режим: некоторые любят погорячее.

Бывало, работа шла так напряженно, что орбитальный монтажник вспоминал о регулировке поздновато, когда пот уже заливал лицо. В ближайшем будущем такого не случится: «Орлан-МКС» оснащен системой автоматического терморегулирования. Для космонавта задача теперь упрощается: перед тем как покинуть станцию, он установит параметры температурного режима, и система климат-контроля будет сама его поддерживать. В процессе работы в любой момент можно будет изменить параметры.

Еще раньше на «Орланах-МК» был введен в контур управления встроенный компьютер, который взял на себя полный контроль работы всех важнейших систем скафандра. Автоматика перед выходом в космос или во время работы за пределами станции сразу же сообщит даже о небольших отклонениях, не говоря о серьезных неполадках. И даст рекомендации космонавту, что нужно делать в этой ситуации.

В «Орлане-МКС» есть еще одно важное отличие. На пульте управления установлен новый дисплей высокого качества. Он стал больше (с ладонь) и ярче, его информативные возможности намного шире. Прежние дисплеи вызывали нарекания космонавтов: на солнечной стороне изображение «растворялось» на бледном экране. Новые дисплеи устанавливают и на имеющихся в звездном доме скафандрах.

На следующих «Орланах» ожидается и такой сервис: автоматика будет выводить на дисплей подробную схему местоположения космонавта на внешней стороне МКС. Станция сегодня уже велика, космонавту, работающему на ее поверхности в открытом космосе, немудрено в какой-то момент потерять ориентацию. Найти обратную дорогу к входному люку или к другой рабочей площадке поможет новый прибор.

Третья новинка увеличивает срок службы нового скафандра: резиновые оболочки, например штанины, заменены на полиуретановые. В результате эксплуатировать новую экипировку можно будет не четыре года, а пять, причем количество выходов в космос увеличивается с 15 до 20.

«Российские скафандры по многим параметрам превосходят американские», — подчеркнул руководитель «Звезды». Наши легче и быстрее надеваются, а астронавтам США при подготовке к выходу обязательно требуется помощь других членов экипажа. «Орланы» проще и надежнее в эксплуатации. А еще рассчитаны и на низкорослых, и на высоких космонавтов — от 1,65 метра до 1,9. «Если же, допустим, у кого-то рост будет 1,60 метра, то и в этом случае найдем выход — используем специальные супинаторы», — заметил Сергей Поздняков. А еще огромная разница в стоимости. Цена американского скафандра — около 15 млн долларов, а нашего — на порядок меньше.

У «Орланов» — большое будущее. На их базе нетрудно разработать лунные скафандры. Да и на МКС они еще поработают. Первый скафандр нового образца будет отправлен на станцию в начале следующего года. В течение 2014-го все имеющиеся сейчас на станции «Орланы-МК» планируется заменить новыми.

Голоса

Майк Финк, астронавт США

— Российский скафандр «Орлан», в котором я работал в открытом космосе, мне очень понравился. В нем удобно, к нему легко привыкнуть. Он требует меньше времени на подготовку к выходу в космос.

(с борта МКС, май 2011 г.)

Лука Пармитано, астронавт Италии

16 июля 2013 года во время планового выхода в открытый космос астронавтов США и Италии Кристофера Кэссиди произошло ЧП. В гермошлеме давно используемого американского скафандра, в котором работал итальянец, неожиданно появилось много воды — по оценкам, около 2,5 литра. Она подошла к подбородку... Вот как сам Лука Пармитано, находящийся сейчас на МКС, рассказывает о том инциденте в своем блоге:

— Хуже всего, что вода покрывает мой нос. Ужасное ощущение! Я делаю тщетные попытки, вода взбалтывается возле моей головы. Верхняя часть шлема полна воды, и я не могу быть уверен, что во время следующего вдоха легкие наполнятся воздухом, а не жидкостью... Вода уже заполнила уши, и я полностью отрезан. Чувство одиночества. Очень важно попасть внутрь станции как можно быстрее... И наконец волна облегчения, я на станции. Благодарю товарищей по экипажу, но не слышу их слов, потому что уши и нос были заполнены водой еще в течение нескольких минут...