А НЕМЦЫ ВСЕ СРАЖАЮТСЯ

Один из крупнейших немецких менеджеров Хенниг Шульте-Нелле, шеф мощного страхового концерна "Альянц", гордится шрамами на левой щеке и на подбородке. Он получил их еще в студенческие годы. Отмечен "боевыми ранами" и Эберхард Шлейер, генеральный секретарь Центрального союза ремесленников ФРГ. Шрамы украшают лица правящего бургомистра Берлина Эберхарда Дипгена, бывшего министра внутренних дел Манфреда Кантера, председателя фракции "зеленых" в бундестаге Реццо Шлауха и многих других известнейшихв стране политиков, предпринимателей.

Все они прошли в молодости через специальные поединки "на мужество", сражаясь в кольчугах, в масках, защищающих глаза, горло, но все же оставляющих часть лица для поражения острым клинком. Такое было модно в студенческих корпорациях в Германии конца прошлого и начала нынешнего веков. Потом воинственная мода поутихла, но тем не менее и сейчас в эти союзы входит 23 тысячи студентов.
Сабельные поединки, именуемые "Mensur", для членов союзов обязательны, но ныне их количество миролюбиво сокращено с былых 15-20 до одного-трех. Правда, в некоторых студенческих союзах, как например, в Марбурге, дерутся до крови бессчетно.
"Mensur" - это дань традиции, - говорит Эдзар Шмидт-Ерциг, бывший министр и сам в прошлом член боннского студенческого союза "Hansea". Но насколько она отвечает духу времени? Тем более, что изобретены другие способы проявить мужество. Например, прыжки с высоких мостов или с гор в ущелье на длинном резиновом тросе..
Многие из тех, кто участвовал в студенческие годы в таких "корпорациях", сделали завидную карьеру. "Сто лет назад, - рассказывает Эберхард Шлейер, - члены корпораций носили специальный бант на груди и не без основания рассчитывали в будущем на достойное положение в государстве и обществе. Сегодня членство в этих союзах не приводит само по себе в высокие руководящие структуры, но предпосылки для этого все же создает".
Связи остаются, и "бойцы" чувствуют некую обязанность помогать по жизни друзьям по студенческим сражениям. К уже названным политикам и бизнесменам, отмеченным ранами в давних схватках, можно добавить такие звучные имена, как Клаус Кинкель, бывший министр иностранных дел, и Хейко Ланге, член правления концерна "Люфтганза". Пара шрамов на лице только помогли им в карьере.