09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БАХРЕЙН: "БУРАННЫЙ" ПОЛУСТАНОК

Головачев Виталий
Статья «БАХРЕЙН: "БУРАННЫЙ" ПОЛУСТАНОК»
из номера 185 за 30 Сентября 2004г.
Опубликовано 01:01 30 Сентября 2004г.
Немецкие журналисты обнаружили в Персидском заливе странную находку - похоже, настоящий русский шаттл. Речь может идти об одном из опытных образцов космического корабля "Буран", который первый и последний раз летал в космос в 1988 году. Съемочная группа одного из телеканалов Дюссельдорфа, делавшая репортажи с соревнований "Формулы-1" в Бахрейне, неожиданно натолкнулась на русский шаттл, который уже достаточно давно находится в регионе, и им никто не интересуется. Несколько позже немцы стояли перед реликтом советской космической программы 1980-х годов, кораблем многоразового использования, челноком, очень похожим на американские шаттлы. Он может оказаться одним из опытных образцов грузового космического корабля "Буран". Непонятно, что за экземпляр обнаружила немецкая съемочная группа в Персидском заливе. Никто не знает, как туда попал этот музейный экспонат. На грузовой космический корабль уже нашелся покупатель. По словам Фолькера Хартманна, члена съемочной группы, немецкий бизнесмен Кай Нидермайер, работающий в странах Залива, хочет отправиться с челноком в международное турне и продавать части обшивки его корпуса на интернет-аукционах.

Руководитель отраслевого научно-технического центра Центрального научно-исследовательского института машиностроения Владимир ХОДАКОВ:
- Первый экземпляр, совершивший 15 ноября 1988 года единственный полет в космос в автоматическом режиме и вернувшийся на Землю, долгое время находился в монтажно-испытательном корпусе (МИКе) на космодроме "Байконур". Но в мае 2002-го на "Буран" рухнули бетонные плиты крыши МИКа, и искореженный, раздавленный корабль оказался погребенным под грудой обломков.
Второй летный экземпляр стоит на Байконуре в монтажно-заправочном корпусе. В этом же корпусе хранится и полномасштабный макет для статических испытаний. Наконец, на открытой площадке космодрома размещен второй макет - для "частотных" испытаний. Все четыре экземпляра, включая и разрушенный, теперь являются собственностью Казахстана, ибо так решили руководители республик при распаде СССР.
Еще один планер (полномасштабный макет), предназначавшийся для статических испытаний, установлен в московском Парке культуры и отдыха имени Горького. В подмосковном Королеве, в ракетно-космической корпорации "Энергия", в огромном цехе стоит 35-метровый экземпляр "птички" высотой 16 метров, на котором проводились электрические испытания (вывезти макет можно только одним способом - разобрав стену корпуса).
Пятый и шестой испытательные макеты находятся в двух институтах - ЦАГИ и НИКХИММАШ. Третий летный экземпляр стоит в цехе научно-производственного объединения "Молния".
Покинул страну только один опытный образец - "Буран ОК-ГЛИ", отправленный в 2000-м на условиях аренды в Австралию. Этот образец летал, но только не в космосе, а сравнительно невысоко в атмосфере. Оснащен был самолетными двигателями: на нем испытывалась в Жуковском система приземления.
Итак, всего было 7 полномасштабных макетов и 3 летных образца. Два недостроенных корабля на Тушинском заводе после закрытия программы были разобраны. Что касается Бахрейна, то туда доставили образец из Австралии. Журналисты вот написали, что, кроме нескольких экземпляров, "неизвестно, где остальные корабли". Однако приведенный мною перечень свидетельствует: точно известен каждый адрес. Никаких "бесхозных" макетов, путешествующих по миру", нет.
Заместитель генерального директора ОАО НПО "Молния" Михаил ГОФИН:
- Макет "Бурана" по-прежнему принадлежит России. По согласованию с нами одна из зарубежных фирм доставила этот экземпляр из Австралии в Бахрейн, где всегда много туристов. Путешествие из России в Австралию обошлось в 700 тысяч долларов, а из Сидняя в Бахрейн - еще в 300 тысяч. В Бахрейне, как в свое время и в Австралии, наше космическое изделие произвело подлинный фурор. Сейчас макет "Бурана" стоит в порту. Рассматриваем предложения о дальнейшем его использовании. Достигнута предварительная договоренность о продаже этого прототипа "Бурана" Техническому музею в немецком городе Зинсхайм. Если эту договоренность реализуем, то уже весной следующего года уникальный экспонат будет соседствовать в музее с советским сверхзвуковым самолетом Ту-144. Трудность, как всегда, в транспортировке. Длина "птички" - 36 метров, ширина фюзеляжа - 5,6 метра, высота (при выпущенном шасси) - 16,5 метра. Ни по одному городскому проспекту провезти макет невозможно. Только морем или на нашем специальном многоцелевом транспортном самолете. Но все это очень дорого...
- А если перевозить на дирижабле?
- Одна из немецких фирм предлагала такой проект. Но более детальные расчеты показали, что при сильном порыве ветра дирижабль не удержит 50-тонную махину. А ведь ее надо проносить и над населенными пунктами... Одно из возможных решений этой трудной задачи - сооружение из быстросборных конструкций ангара для демонстрации макета "Бурана" в зонах крупных морских и океанских портов. Но главный вопрос здесь - сможет ли окупить такой временный музей расходы на его организацию и перевозку?
- Журнал Spiegel пишет, что на макет космического корабля уже нашелся покупатель, который намерен отправиться с космическим челноком в международное турне, чтобы продавать части обшивки корпуса на интернет-аукционах...
- Такой проект можно было бы рассмотреть, но дело в том, что обшивка нынешнего макета "Бурана" состоит не из штатных уникальных теплозащитных плиток, для изготовления которых используются кварцевые волокна, выдерживающие 1250 градусов, а из обычных пенопластовых прямоугольников. Это ведь макет, а не летный образец. Он испытывался, как уже говорилось, в земной атмосфере. Не знаю, найдутся ли покупатели на "части обшивки корпуса"...
- Некоторые СМИ сообщили, что еще четыре года назад "Буран-002" купил австралийский бизнесмен. Это так?
- Нет, повторю еще раз: на сегодняшний день "Буран-002" является собственностью России.
- Если немецкий музей выполнит все условия, продадите макет нашего шаттла?
- Вопрос требует обсуждения и общественного согласия. Надо иметь в виду, что в России остается еще несколько полномасштабных макетов "Бурана" и летный экземпляр. Кстати, содержание их в цехах, каждый из которых выше пятиэтажного дома, обходится очень дорого. В НИИХИММАШе, например, макет занимает колоссальную вакуумную камеру. У нас, на "Молнии", летный экземпляр тоже требует серьезных расходов и на поддержание в нормальном состоянии самой конструкции, и на обслуживание производственных площадей. А средств катастрофически не хватает. Нам советуют разрезать "Буран" и отдать на переплавку. Я категорически против этого. "Буран" - наше национальное достояние, одно из впечатляющих мировых научно-технических достижений. Это не только история, но и мост из нашего прошлого и настоящего в будущее. Как же можно уничтожать такие реликвии?
Все еще надеюсь, что или государство, или бизнесмены, любящие свою страну, помогут открыть уникальный музей.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников