Об отсутствии в зале руководителей крупнейших каналов, о претенциозных телевставках-"прологах", о том, что академики, как и прежде, награждали бронзовыми скульптурками Орфея самих себя, о путанице ведущих, которые никак не могли справиться с текстом сценария, находящегося под рукой, и т. д., - написали многие газеты. Не обошли они вниманием и тот документ (его называли то "петицией", то "декларацией", то "коллективным письмом"), который накануне вручения ТЭФИ подписали 36 телеакадемиков с намерением обнародовать его во время церемонии. Поскольку большинство - а в телеакадемии сегодня 134 члена - не поддержало их инициативы, документ в зале "Россия" не прозвучал, но его опубликовали некоторые газеты - текст перестал быть тайной.
В нем выражена справедливая, с моей точки зрения, озабоченность по поводу закрытия на некоторых негосударственных каналах ряда телепрограмм. Высказано предположение, что "подобные решения принимаются не профессионалами телевидения, а властью и людьми, полностью зависимыми от нее". Хотя авторы "декларации" не могут не знать, что на частных каналах решения все-таки принимаются не властью, а их владельцами - советом директоров, правлением и прочими управляющими структурами. Другое дело - мотивы, которыми они могут руководствоваться.
В том же письме сказано: "Мы, члены академии, видим, что на экранах телевидения еще довольно вранья, пошлости и насилия, причины которых лежат и внутри самого телевидения. Мы боролись и будем бороться с этим". Этот абзац "декларации" я поддерживаю обеими руками. Однако все десять лет, что существует телеакадемия, я пишу о том, что она как раз ничего не делает с засильем пошлости и насилия. Не только не борется с ними, но и фактически поддерживает их и даже награждает распространителей этой заразы призами.
Все эти переходящие из сезона в сезон "старые песни о главном", бесконечные, полные жестокости и насилия милицейские сериалы постоянно получали и продолжают получать одобрение со стороны телеакадемии. Всем памятен случай, когда несколько лет назад лицом к лицу в одной номинации сошлись превосходный цикл передач, посвященных "Евгению Онегину" Пушкина, и заурядный сериал про ментов "Убойная сила": тогда академия, которая декларирует борьбу с пошлостью и насилием, отдала предпочтение ментам.
Будь академики всерьез озабочены закрытием некоторых передач, они бы отреагировали на это сразу, а не через много месяцев - "случайно" в самый канун юбилейной церемонии. Создалось впечатление, что все десять лет академия не желала не только "бороться", но и просто работать, она предпочитала лишь представительствовать да праздновать. Единожды в год облачиться в смокинги, выйти на сверкающую сцену громадного концертного зала и вручать друг дружке бронзовых Орфеев.
И в минувшую пятницу академия не изменила себе. Достаточно посмотреть список "троек" в каждой номинации (а они ведь были на предварительных этапах выбраны академиками), чтобы убедиться: "борьба против пошлости и насилия" привела к тому, что снова, как и в прошлые годы, во многих разрядах по два кандидата из трех, вышедших в финал, представлены программами-клонами, под другими названиями повторяющими бессмертные в своей пошлости "старые песни" или же жестокие "ментовские" сериалы.
Голосование, которое многие окрестили "протестным", привело к тому, что на сей раз лауреатами в некоторых номинациях стали те, кого все считали аутсайдерами. А в лидеры среди телеканалов вышли "малотиражные", которые прежде обычно не участвовали в дележе праздничного пирога. Ну и, конечно, назло всем обрели по призовой статуэтке закрытые, "мертвые" программы и их авторы.
Даже причуды голосования и интрига с письмом, не обнародованным на церемонии, но большинству присутствующих в зале, конечно же, известным, не сделали происходящее в зале по-настоящему интересным. Публика откровенно скучала, многие ушли до срока, другие циркулировали в сторону буфета и обратно. Не помогло даже появление на громадном телеэкране в зале знаменитого американского тележурналиста Ларри Кинга. Президент академии Владимир Познер, претендующий на приз ТЭФИ как лучший интервьюер, расспрашивал своего заокеанского коллегу. Тот в свою очередь расточал комплименты российскому другу.
Познер получил очередную статуэтку. С чем мы, естественно, Владимира Владимировича поздравляем. Но, к сожалению, не можем поздравить (как хотелось бы) бессменного руководителя телеакадемии с ее успехами в сложившейся на ТВ общей ситуации.