ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД СТАЛ ДОРОЖЕ

В насквозь промокшем от пота белье (обычная реакция организма на перегрузки, пребывание в скафандре, напряжение) трое землян - Павел Виноградов, Джеффри Уильямс и космическая туристка Аньюше Ансари - вернулись вчера из космоса на родную планету. В 5 часов 14 минут московского времени сравнительно небольшой (2,2 метра в диаметре) спускаемый аппарат, по форме напоминающий фару, приземлился в казахстанской степи именно там, где его ждали, - в нескольких десятках километров севернее Аркалыка. Капсулу еще в воздухе обнаружили вертолеты поисковиков и сопровождали ее до момента посадки.

Специалисты помогли выбраться всем троим через люк наружу. Медики закрепили на каждом космонавте специальные датчики, которые через спутник стали передавать в медицинскую палатку данные о работе сердца, дыхательной системы, надпочечников. Информация после обработки сразу же отправлялась в Хьюстон, в американский Центр управления полетами. Поверх скафандров на космонавтов накинули теплые спальные мешки на меху: температура воздуха на месте приземления была минус 3 градуса. Единственной женщине среди вернувшихся из космоса преподнесли букет из красных роз и угостили яблоком. Космическую туристку на месте приземления встречали муж и сестра. Супруг поцеловал ставшую знаменитостью Аньюше, хотя медики этого не приветствуют, ибо после полета организм у космонавтов ослабленный и иммунитет снижен.
Виноградова, Уильямса и Ансари перенесли на руках в развернутую медицинскую палатку, где переодели в сухое чистое именное белье с эмблемой экспедиции. Врачи провели первое медицинское обследование, после чего всех троих доставили на вертолетах в Кустанай. Оттуда на самолете космонавты, туристка, сопровождавшие их врачи и специалисты вылетели в Звездный. В 13 часов 23 минуты самолет приземлился на подмосковном аэродроме Чкаловский.
Привыкание к земной жизни, реабилитация, как говорят медики, потребует определенного времени. Но уже в понедельник Виноградов, Уильямс и Ансари встретятся с журналистами на пресс-конференции в Звездном городке. Сегодня благодаря тренировкам на орбите, использованию специального оборудования, костюмов и методик космонавты возвращаются на Землю в несравнимо лучшей физической форме, чем несколько десятилетий назад. Помню, какое тяжелое впечатление произвело на меня состояние Андрияна Николаева и Виталия Севастьянова, вернувшихся после 18-суточного полета на "Союзе-9" в июне 1970-го. Они лежали в постели в профилактории на окраине Караганды. Николаев, взяв столовую ложку, вдруг выронил ее, не сумев удержать, - такая она была для него тяжелая. А позже у него случился инфаркт...
Сейчас ситуация иная, тем не менее существенные нагрузки в первые дни после приземления все-таки нежелательны. Это еще раз подтвердил недавний случай с членом экипажа "Атлантиса", хорошо тренированной (увлекается подводным плаванием, бегом) Хайдемари Стефанишин-Пайпер. 22 сентября после благополучного возвращения "Атлантиса" из 12-дневного полета экипаж приветствовали на специальной церемонии встречающие. Хайдемари (американка украинского происхождения) подошла к трибуне, начала говорить, но неожиданно взор ее помутнел, она зашаталась и упала бы, если бы ее не подхватил стоящий рядом офицер. Придя в себя после кратковременного обморока, хотела продолжить выступление, но вскоре снова "отключилась" и сползла на чьих-то руках к полу... Сердце, отвыкшее в невесомости от земной тяжести, в первое время с трудом подает кровь к голове. Наши медики, учитывая это, обеспечивают более рациональный режим космонавтам.
Аньюше Ансари заплатила за полет, по разным данным, от 20 до 21 миллиона долларов. Стоимость билета в космос в связи с заметной инфляцией и ослаблением доллара на мировом рынке будет постепенно расти. Сегодня в Роскосмосе называют цифру, уже озвученную специалистами НАСА, - 21,8 миллиона долларов за 10-11-дневный полет. Кстати, и американские астронавты, прилетающие в космос на наших "Союзах", теперь платят немалую сумму: по неофициальной информации, около 12 миллионов долларов.
Сейчас Роскосмос и НАСА ведут переговоры о полетах американцев на кораблях "Союз" в 2007-2008 годах. Обсуждается также вопрос о пристыковке за соответствующую плату к Международной станции дополнительного "Союза", который будет кораблем-спасателем на тот случай, если у причалившего к МКС шаттла обнаружатся серьезные неисправности и экипаж "челнока" надо будет срочно эвакуировать на Землю.