Чего не хватает российской столице

Удобные и интересные городские решения со всего мира, которые Москва могла бы позаимствовать

Москва, мэра которой только что отправили в отставку, представляет собой, увы, не самый удобный для жизни город. «Труд-7» спросил жителей семи мегаполисов мира, что хорошего могла бы наша столица перенять у их городов.

Лондон. Кассы-роботы

Стивен Лайтонби, PR-специалист, 35 лет

В магазинах Лондона касс самообслуживания становится все больше и больше — это очень удобно. В основном они встречаются в супермаркетах и хозяйственных (как у вас их называют) магазинах, например в сетях Tesco или Boots. Во-первых, это экономит время. Во-вторых, можно вообще ни с кем не разговаривать — очень кстати, когда вы не хотите никого видеть. Просто подходишь со своей корзинкой или тележкой к такой кассе, сканируешь свои покупки под чуткие и подробные инструкции тети-робота, сразу видишь на экране свои товары и их цены, затем расплачиваешься наличными или картой, и все.

Конечно, в зале все равно есть кто-то из персонала, и его можно вызвать специальной кнопкой, если у вас возникнут вопросы или какая-то проблема. Система вполне продуманна, и вынести что то, не просканировав, невозможно — всюду датчики, и в случае чего сразу включается сирена и автоматически блокируются двери. Я очень доволен — надеюсь, вскоре и одежду в магазинах можно будет покупать без кассиров. Моя работа связана с большим количеством общения, так что лишний контакт с людьми меня просто раздражает.

Москве такие кассы очень даже пригодились бы. Когда я там работал, постоянно сталкивался с грубым и медленным сервисом — если бы каждую такую тетку заменить на вежливую кассу-робот, жить в городе стало бы намного проще и настроение у москвичей хоть немного бы улучшилось.

Осло. Удобные переходы

Кристина Бьернстад, переводчик

Мне кажется, что в Москве намного сложнее двигаться пешком, чем в Осло. В Москве очень много широких проспектов и улиц, а чтобы пересечь их, часто приходится искать подземный переход. Увы, они не так часто встречаются, и приходится делать крюк, что очень неудобно, да и сами переходы грязные и неудобные. В Осло пешеходные переходы в основном наземные. Тем более у нас их намного больше, чем в Москве. Это, конечно, очень удобно для пешеходов. Особенно если ты на велосипеде, с коляской или сам сидишь в инвалидной коляске. Еще в Осло на каждой станции метро есть лифт и мало лестниц, так что инвалидам намного легче пользоваться общественным транспортом.

У нас водители всегда останавливаются, если видят пешеходов, желающих пересечь улицу. В Москве многие водители, наоборот, ускоряют машину, когда видят пешеходов, как будто это спорт такой — пугать пешеходов. Это очень неприятно. Еще в Москве водители паркуются на тротуарах и спокойно по ним ездят. В Осло это строго запрещено, за нарушение — высокие штрафы, да и никому просто в голову не придет так делать. По моему мнению, это хорошо, так как тротуары — для пешеходов.

Чикаго. Пляж в центре города

Эрин Крауч, сотрудник благотворительного фонда, 33 года

Чикаго — большой промышленный город с огромными небоскребами и загруженным деловым центром. По крайней мере таким его знают иностранцы и люди, которые никогда в нем не были. Но изнутри, то есть для местных жителей, Чикаго — мирный и удобный для жизни город с парками, велодорожками и: огромным пляжем в самом центре.

Город стоит на озере Мичиган, и пляж от небоскребов отделяет обычная дорога, и от самой большой улицы города Мичиган-авеню с ее клерками и туристами до играющих в пляжный волейбол девушек в бикини пять минут пешком. Это широкая и длинная полоса белого песка с пальмами, шезлонгами и кафешками. Получается очень по-чикагски: если смотреть на озеро, то видишь волны, людей на матрасах и водных лыжах и бескрайний простор воды (озеро большое, и противоположного берега не видно), так что кажется, что ты где-нибудь в Калифорнии.

Но стоит повернуть голову, как перед тобой открывается линия небоскребов, как будто ты в Нью-Йорке. Мне очень нравится, что городу удалось совместить, казалось бы, несовместимое. В Москве тоже есть пляжи, но они все на окраинах, туда надо долго и специально ехать. Знаете, как приятно в пятницу уйти с работы пораньше, часа в 4, и через 15 минут сменить костюм и туфли на купальник, а в выходные совместить шопинг или просто прогулку с пляжным отдыхом.

Рига. Кафе размером с площадь

Екатерина Голубкова, журналист, 26 лет

Я живу в Москве уже 10 лет — приехала сюда из Риги учиться, а потом осталась, получив хорошую работу. Когда я уезжала из Риги, город был по нравам и внешнему виду чуть лучше стандартной столицы одной из советских республик: красивый центр, но в остальном — советская архитектура, да и действительность. Вместе с вступлением Латвии в ЕС в страну хлынули туристы, и Рига быстро стала похожа на хороший и аккуратный европейский город.

Мне очень нравится, что на центральных площадях — Домской и Ливу — множество кафе под открытым небом. Можно сидеть, заказав недорогое пиво, и слушать живые выступления латвийских и приезжих музыкантов. Это бесплатно, в течение вечера выступают несколько групп разных стилей — от джаза до брит-попа. Если не хочется ни есть, ни пить, то всегда можно просто постоять рядом и послушать — никто не прогонит и тем более не попросит документы с регистрацией. И все это в окружении старинной архитектуры, аккуратных клумб, непринужденной и мирной атмосферы — одним словом, очень приятно. В Москве же на Красной площади парады, мавзолей и дорогое «Боско Кафе».

Барселона. Велопрокат самообслуживания

Габриэль Пуэлль, студент, 24 года

У нас в Барселоне есть удобный сервис велосипедов в аренду, называется Bicing. Устроен он так: по всему городу установлены специальные стенды-парковки с прикрепленными к ним велосипедами. Они повсюду, так что, выйдя из дома, офиса, отеля или откуда угодно, вы в пределах пары сотен метров обнаружите такой стенд.

Чтобы взять велосипед, нужна специальная карточка, которую следует заранее купить (в том числе на станциях метро). На нее кладется депозит, и действует она, как проездной билет: если покупать на месяц, будет дешевле, чем, к примеру, на неделю или пару дней. Карточка вставляется в автомат, с нее считываются данные, затем вы берете любой велосипед, который автоматически отстегивается от парковки, и едете куда хотите. Оставить его можно на любом другом стенде, также с помощью карточки. Это очень удобно, если вы не хотите покупать собственный велосипед (а их часто воруют, увы) и если не знаете, когда и как он вам понадобится.

Например, я могу поехать в университет на велике, затем заехать в бар, а назад вернуться на автобусе, так как после трех стаканов пива мне вряд ли захочется садиться на велосипед. По ночам по городу можно увидеть специальные велоэвакуаторы, которые перевозят велосипеды от стенда к стенду, сортируя их так, чтобы к утру их везде стояло одинаковое количество. Да, кстати, велосипеды все одинаковые и не похожи на те, что продаются в магазинах, так что заиметь себе в собственность такой никак не получится.

Берлин. Бомжам свое место

Мариус Тайгерт, глава охранного агентства, 54 года

В Берлине было и остается, к сожалению, немало бомжей. Но в последнее время их, тем не менее, почти вообще не видно. Ну, а если и видно, то во всяком случае они не мешают жителям. Городские власти предпринимают массу мер по борьбе с ними: в городе много мест, где они могут помыться, поспать и поесть, существуют даже специальные комнаты отдыха и досуга для них, чтобы они просто так по улицам не ходили.

Помимо всяких стандартных программ по трудоустройству бомжей бывают и нетрадиционные меры. Например, есть даже специальная газета для них — с новостями города и разными объявлениями, причем распространяют ее также бомжи. А пару лет назад руководство метро решило бороться с бомжами классической музыкой! На станциях и в поездах крутили Шостаковича, Вагнера и других классиков. Для пассажиров, которые слушают музыку несколько минут во время поездки в метро, а затем выходят из поезда, это в радость, зато бомжей, которым приходится наслаждаться прекрасным искусством часами (если они спят на станциях или в поездах), это отпугивало — видимо, действовало на нервы и раздражало. В итоге из метро они постепенно исчезли.

Другое дело Москва, где я недавно был в командировке. Мне нужно было съездить в Петербург на деловую встречу, и я, взяв такси от отеля до вокзала и надев костюм, приехал на Ленинградский вокзал. Это был кошмар: кругом грязь, вонь и огромное количество бомжей! Бомжи есть в любом городе, но чтобы они просто плодились и в большом количестве жили на вокзалах — такого я никогда в жизни не видел! Они были у вокзала, внутри, спали, пили, плевались, подходили ко мне и просили денег.

Я подошел к милиции, стоящей неподалеку, с вопросом, почему они все здесь, а не в специальных заведениях, где могут хотя бы помыться и не распространять заразу. Они лишь улыбнулись и попросили мои документы, после чего отвели меня до дверей «Сапсана». Столько рекламы поезду — и никакой попытки сделать хотя бы просто невонючим проход до него. Получается, первое, что видят гости столицы, приезжая на площадь трех вокзалов, — вот эту мерзость. Добро пожаловать! В итоге встречу в Петербурге мне пришлось перенести на час: мне срочно был необходим душ и другой костюм.

Токио. Бесплатные туалеты в каждом магазине

Ёсио Танака, личный помощник, 30 лет

На третьем курсе университета меня направили на стажировку в Москву. Мне говорили, что это большой и красивый город, но не говорили, что в нем грубые водители и проблемы с общественными туалетами. В лучшем случае стоят совершенно непригодные синие будки, которые неприятно пахнут и заглядывать вниз в которых не стоит, чтобы не провалиться туда от ужаса. Не говоря просто о том, чтобы переодеться в таких условиях.

В Токио во всех магазинах есть бесплатные общественные туалеты — чистые и удобные. Во многих местах есть специальная кнопка, которая имитирует звук слива воды, если вам надо всего лишь по-править одежду и вы не хотите, чтобы ожидающие снаружи думали, будто вы просто проводите там время. Когда после годовой стажировки я вернулся в Японию, то вздохнул с облегчением — жить там гораздо комфортнее, чем в Москве, где элементарное передвижение по улицам похоже на каждодневную борьбу за выживание.