Вопрос «Труда»: Что вам слышится в слове «БАМ»?

В 2015-2017 годах намечена модернизация Байкало-Амурской магистрали

Ровно 30 лет назад случилось громкое событие: стыковка западной и восточной ветвей Байкало-Амурской магистрали. Потом про нее забыли. Потом снова вспомнили - намечена модернизация БАМа и Транссиба в 2015-2017 годах.

Никита Масленников, экономист

- Проект расширения БАМа рискованный, планируются огромные затраты - более 1 трлн рублей. А дальше встанет вопрос развития прилежащих территорий. Вокруг магистрали примерно 85% разведанных запасов полезных ископаемых. Как именно их будем осваивать? Проект закона о частно-государственном партнерстве застрял в Думе, неизбежны споры о собственности земель и объектов. Много вопросов и с проектным финансированием. Отсутствует независимая финансовая экспертиза. Наконец, план развития БАМа оторван от текущих региональных программ. Короче говоря, сегодня проблему БАМа можно решить лишь в рамках реформирования российской экономики.

Игорь Найвальт, президент Балтийской строительной компании

- БАМ - стройка века! Но сама по себе дорога золотые яйца не несет, она - предтеча освоения территории, наш золотой запас. А сейчас, на мой взгляд, нужно развивать промышленность вдоль БАМа.

Николай Сванидзе, журналист

- Полагаю, потраченных денег и сил БАМ так и не окупил. О реальном значении магистрали я мало знаю. А когда дорогу строили, это имело огромное эмоциональное и пропагандистское значение. Сейчас аббревиатура «БАМ» мало что говорит молодым. И в возрождение магистрали слабо верится: мегапроект требует огромных вложений, а на дворе кризис.

Вадим Туманов, писатель, золотодобытчик

- БАМ должны были построить гораздо раньше. Дорога ведет к самым богатым месторождениям страны. Но работу так и не закончили, а часть путей запустили. Иные месторождения простаивают уже по 30-40 лет. Что говорить о будущем БАМа, если и настоящее трудно разглядеть.

Александр Тихомиров, журналист

- Значение магистрали ежегодно повышается: последние два года все грузы идут на восток. А ведь в конце 90-х писали, что «БАМ - дорога в никуда». Сегодня же вопрос модернизации БАМа и Транссиба снова остро стоит перед страной. Ведь без них развитие Сибири и Дальнего Востока невозможно.

Исмагил Бабичев, предприниматель

- Я работал на БАМе, и эти годы - самые яркие в моей жизни. Помню, как в 1979-м к нам приехал с концертом Дин Рид. Приехал, чтобы увидеть нас, строителей железнодорожной магистрали в самой глухомани! Эх, какие планы мы все тогда строили…