ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ИНОМАРКАМ

Таможня обнародовала впечатляющую цифру: за 10 месяцев 2001 года число ввезенных в Россию иномарок достигло 340 тысяч штук. По сравнению с январем - октябрем 2000 года эта цифра выросла почти вдвое. Как сообщает ГТК, 85 процентов авто импортировали дилерские компании, остальное - частные гонщики.

Меж тем число автомобилистов осталось прежним, заметного роста благосостояния граждан также за год не наблюдалось. Отсюда следует неутешительный для отечественных заводов вывод: сегодня гораздо больше автолюбителей предпочитают новой отечественной машине подержанную импортную иномарку. В прошлом году всего было автолюбителями куплено около 1300 тысяч легковых автомашин. Значит, если поток иномарок не ослабнет, то они займут свыше 30 процентов рынка продаж автомобилей.
Откуда такой бум? Ситуацию комментирует начальник главного управления федеральных доходов Государственного таможенного комитета Эльчин САФАРОВ.
- Чем объяснить, Эльчин Алекперович, такой наплыв зарубежных автомобилей на российский рынок в нынешнем году?
- Сообщение о том, что предлагается с января будущего года повысить тарифы таможенной пошлины на ввоз подержанных автомобилей иностранного производства, вызвало ажиотаж среди гонщиков машин и дилеров, торгующих иномарками. Видимо, не все поняли, что новые правила, скорее всего, коснутся только автомобилей старше семи лет. Вот и стали завозить, так сказать, впрок. Другого объяснения я, например, не вижу.
- Такой наплыв, видимо, создал на границе проблемы? Ведь растаможка автомобиля и раньше была делом хлопотливым - сутками приходилось стоять на границе тем, кто предпочел ездить на старом "опеле" вместо нового "Москвича".
- Каждый год у нас строятся новые пункты таможенного досмотра. Так что, я вас уверяю, на границах не было и нет больших очередей для покупателей иномарок.
- Раньше большая часть машин ввозилась теми, кто имел право на льготы по таможенным платежам, - моряками, чернобыльцами, награжденными Звездой Героя... А как сейчас?
- Уже второй год все покупатели иномарок поставлены в равные условия, ни о каких льготах нет речи. Все помнят, что этими льготами в массовом порядке пользовались подставные лица. За определенную мзду дельцы пользовались документами тех, кто имел право ввезти машину без оплаты полного таможенного тарифа. Сейчас эта лавочка прикрыта.
- Скажите, а когда все-таки повысят таможенные сборы за ввоз иномарок?
- Когда будет соответствующее решение правительства. Что до таможенного комитета, то наша служба давно выступает за то, чтобы ограничить поступление на российский рынок ржавого железа на колесах. Поначалу все вроде были с этим согласны, но потом некоторые ведомства стали приводить иные резоны. На днях Комиссия по внешнеторговым операциям вновь рассматривала этот вопрос. Решено отправить проект решения на дополнительную доработку...
Похоже, что пока правительство раздумывает, все, кто хочет купить подержанную иномарку по прежним ценам, свое желание исполнят (другое дело - чего тут больше: здравого смысла или просто инерции).