06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИСКУСИТЕЛЬ ВОЛАНД ПОГУБИЛ ВИКТЮКА

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 30 Октября 2001г.
Весть о том, что Роман Виктюк поставил "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова, мгновенно разлетелась по Москве, вызвав неподдельный интерес даже у тех, кто обычно далек от театра. Всем не терпелось узнать, как развернет на сцене Роман Григорьевич одну из самых трогательных и возвышенных историй о творчестве и любви в привычной для него манере эротического театра, тем более что присутствие в романе дьявола-искусителя Воланда тому немало способствовало.

Признаюсь, и мы с коллегой, отправляясь на это представление, ожидали скандала, кстати, вспомнив, что у артистов давно сложилась легенда, будто участие в спектакле "Мастер и Маргарита" приносит им несчастье: то кто-то руку на репетиции сломает, то кому-то занавес на голову упадет, как во время любимовской постановки на Таганке...
За последнее время вокруг Романа Виктюка образовалось что-то наподобие "нимба скандального величия". Какие бы спектакли он ни ставил - их тут же зачисляют в разряд событий, и его менеджеры хорошо зарабатывают на нем, заполняя арендуемые залы до отказа. И на этот раз в музыкальном театре Натальи Сац зрители стояли в проходах, сидели на ступеньках...
Когда я увидела на сцене сваленные в кучу, словно арбузы, бюсты Ленина и Сталина, над которыми нависал огромный деревянный крест, а с колосников опускались большие красные полотнища, то поначалу не поверила своим глазам. Неужели, подумала я, Виктюк поставил спектакль о противостоянии великого писателя и тоталитарного режима, поскольку сценография, как правило, "наглядно" выражает режиссерскую идею. Эта наблюдение поразило меня. Не только потому, что известный революционер сексуальной перестройки нашего театра обратился к политической теме (как известно, она есть в романе и за это камень в режиссера не бросишь), но ведь об этом уже было сказано сотни раз многими театрами, когда еще демократия брезжила на горизонте. И вот тебе на - Виктюк туда же. Оставалась надежда, что он сделает из спектакля, скажем, политический фарс в назидание всем нам, вышедшим из той же "сталинской шинели". А два одиноких человека с застывшей печалью в глазах все-таки поведают зрителю о своей романтической любви...
Когда же на сцене появились хирургические каталки, на одной из которых лежал связанный поэт Иван Бездомный, а из репродукторов зазвучали патриотические песни: "Если завтра война", "Я по свету немало хаживал" вперемежку с выступлениями передовиков производства, обличающих врагов народа, - то никаких сомнений не оставалось: режиссер покажет нам клинику для сумасшедших в масштабах страны. Увы, и это тоже было много раз тиражировано режиссерами, ставившими "Мастера и Маргариту" на волне политической перестройки.
Поймите меня правильно, я не собираюсь обвинять Виктюка в плагиате, но хотелось бы увидеть у знаменитого авангардиста более свежие художественные идеи в прочтении Булгакова, если уж он решил изобразить вечный конфликт художника с властью. Впрочем, я слишком громко сказала по поводу заявленной темы, потому что Мастер появляется на сцене периодически, если не спорадически. Главная партия в спектакле отдана почему-то Ивану Бездомному. Может быть, потому, что он оказался главным действующим лицом созданной на сцене психушки, а может, оттого, что Виктюк слишком увлекся отрезанной головой Берлиоза (которую поэт увидел на Патриарших прудах и потому у него "крыша" поехала), образно "зарифмовав" ее с головами Ленина и Сталина.
С другой стороны, можно было вообразить какого угодно Воланда, но только не такого, каким мы его увидели в исполнении Дмитрия Бозина. Он больше напоминает ведущего захудалого варьете, чем дьявольского факира, потакающего низменным человеческим страстям. Этот стройный, красивый юноша с кривой усмешкой на устах может соблазнить любую женщину, в том числе Маргариту, но прочитать потаенные мысли Мастера уж точно не сможет никогда. Как, впрочем, и Иисус, появляющийся в облике тинейджера с футбольным мячом во время встречи с Понтием Пилатом. Он не только не понимает, о чем говорит прокуратор, но даже не представляет, какие муки ожидают его в скором времени...
В этом эклектичном спектакле все смешалось: политика и эстрада, развлекательные сценки, сделанные в манере студенческих капустников, и клиповые "страшилки", когда на сцену выходил "хомо советикус" в семейных трусах с авоськой, в которой лежал муляж головы Берлиоза, и долго смотрел в зрительный зал. Понятно, что режиссер хотел этим вызвать смех в зрительном зале, а он не смеялся. Как, впрочем, и не ужасался, когда на балу у Воланда вместо бесконечной череды гостей с того света кружились все те же огромные ленинские и сталинские головы.
Ну а что же Маргарита, спросите вы. Неужели она не появилась обнаженной на этом приеме, выступая по просьбе Воланда в роли хозяйки, за что он потом вернул ей Мастера, и они вместе отправились на небеса? Представьте себе, нет. Целомудренная Маргарита, жизнью пожертвовавшая ради любимого, так и не превратилась в ведьму, летающую по ночам в голом виде над Москвой, хотя она и заключила "контракт" с дьяволом. Возникало такое ощущение, что скандальный Виктюк порвал со своим прошлым и решил больше не возвращаться к демонстрации обнаженного человеческого тела.
Тем не менее были в спектакле две сцены, где режиссеру, как мне показалось, удалось приблизиться к той теме, о которой он сегодня так часто говорит в своих бесконечных интервью, - поиске добра, красоты и Бога. Это когда Мастер (Николай Добрынин) и Маргарита (Елена Морозова) встречаются впервые и любовь (цитирую писателя) "выскакивает перед ними, словно убийца в подворотне", а также в момент их окончательного прощания с земной жизнью. Режиссер ставит исполнителей на колени, лицом к зрительному залу, и они, не касаясь друг друга, но ощущая себя единым целым, произносят обет верности...
Судя по этому спектаклю, Виктюк явно находится на творческом перепутье. И тут Воланд поймал его с поличным и разоблачил, показав, что "король голый". Выходит, не зря в театре боятся ставить и играть "Мастера и Маргариту"...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников