«Трансаэро» упало, а цены полетели

Банкротство авиакомпании на руку лишь конкурентам, в том числе иностранным

Жесткая посадка «Трансаэро» обернулась глобальным переделом на российском рынке авиаперевозок. Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта у компании, которая еще нынешним летом была отмечена международной наградой как лучший в Европе перевозчик в сегменте экономкласса. Выстроились с исками в суды партнеры и крупнейшие банки, которые выдавали кредиты потенциальному банкроту. Вывозивший застрявших в аэропортах граждан «Аэрофлот» потребовал для компенсации затрат 57 самых выгодных маршрутов вчерашнего конкурента. Все теперь рвут банкрота на части, желая получить свою долю пирога. Ну а расплачиваться придется пилотам, бортпроводникам, техникам. И, конечно же, пассажирам.

Казалось бы, налицо торжество жестоких, но справедливых рыночных принципов: в небытие уходит компания, не выдержавшая конкуренции и испытания кризисом. Но слишком много странного в истории стремительного падения крупнейшего частного российского авиаперевозчика, чтобы все списать на рынок. Астрономические долги в 250 млрд рублей копились не один год, при этом надзорные ведомства молчали, банки продолжали финансировать покупку все новых и новых лайнеров.

Говорят: не верили, что банкротом объявят авиакомпанию, которая за четверть века получила признание как самая безопасная, не угробившая ни одного самолета и пассажира. Многие не без основания полагали, что правительство окажет поддержку, как это было в прошлый кризис с системообразующими предприятиями или теми же крупными банками. Возможно, достаточно было сменить несостоятельный менеджмент, но сохранить бренд, коллектив и отлаженную структуру, работавшую без профессиональных сбоев. Тем более что рынок авиационных перевозок восстанавливается. Росавиация сообщила, что за три квартала объем перевозок пассажиров увеличился на 0,7% по сравнению с прошлым годом, а за сентябрь рост составил 3%. При этом внутренние перевозки, значительная часть которых падала на «Трансаэро», за те же девять месяцев выросли на 16,1%.

Но был выбран самый жесткий вариант: банкротство. Полтора месяца изо дня в день пресса рассказывала о задержках и отменах рейсов, о мытарствах пассажиров с авиабилетами на руках. А что теперь?

Тревожные вести приходят с Дальнего Востока. Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт в связи с прекращением полетов «Трансаэро» просит Минтранс увеличить число рейсов на столицу по доступным тарифам и возобновить авиасообщение между Москвой и Комсомольском-на-Амуре. Огромные неудобства испытывают жители Сахалина и Курил. Билеты экономкласса на недели вперед раскуплены, а стоимость полета туда и обратно в бизнес-классе по карману только миллионерам да высоким чиновникам — от 140 до 160 тысяч рублей. С Сахалина люди вынуждены лететь на перекладных, с пересадкой во Владивостоке или Хабаровске. Объяснение простое: из-за ухода одного из крупных перевозчиков стало меньше субсидированных мест. Было 11 еженедельных рейсов «Аэрофлота» и «Трансаэро» по маршруту Южно-Сахалинск — Москва, а теперь всего семь.

Если рейсы сокращаются, а спрос есть, то цены неизбежно растут. Многие пассажиры это уже заметили. К примеру, заметно — на треть — подорожали авиабилеты в Барнаул. А полет без пересадки из Москвы в Караганду, где у «Аэрофлота» не осталось конкурентов, теперь стоит 23 тысячи вместо недавних еще 13 тысяч рублей.

Отдельный вопрос — трудоустройство сотрудников «Трансаэро» (а это свыше 11 тысяч пилотов, бортпроводников, техников и других работников).

Пока только «Аэрофлот» выразил желание принять на работу около 6 тысяч человек — естественно, при условии, что получит упомянутые маршруты и часть самолетов «Трансаэро», которые в лизинге. Появилось сообщение, что базирующаяся в Пулково компания «Россия» — «дочка» главного российского авиаперевозчика — начинает принимать на работу специалистов обанкротившейся компании. Однако выясняется, что даже при наличии открытых вакансий с трудоустройством на новом месте все складывается непросто...

А в это время

Вчера стало известно, что на «Трансаэро» еще не поставлен крест. На 1 ноября назначена встреча кредиторов, где будет решаться судьба авиакомпании. Владельцы S7 (второго по величине частного авиаперевозчика в России) заявили о намерении выкупить 51% акций «Трансаэро». А днем раньше стало известно, что интерес к активам проявляет также крупнейшая малайзийская компания, которая имеет опыт антикризисного управления и восстановления платежеспособности. Но если выстраивается очередь желающих заняться бизнесом с активами и на маршрутах «Трансаэро», то зачем же тогда было объявлять ее банкротом?

Голос

Валерий Селитринников, председатель Общероссийского профсоюза авиаработников

— Если «Аэрофлот» откажется от лайнеров «Трансаэро», которые он не захочет эксплуатировать, судьба многих пилотов повиснет в воздухе. Ведь экипажи придется переучивать для полетов на региональных самолетах, а это требует времени и затрат. А у «России» за последнее время накопился ворох своих проблем. Как информирует глава территориальной организации профсоюза Анатолий Лабазин, реализуемая сейчас стратегия развития АО «Авиакомпания «Россия» вызывает тревогу в Пулково. Речь вообще не идет о расширении маршрутной сети из Санкт-Петербурга. Взят курс на пассажиропоток через московские аэропорты и сокращение международных полетов базового перевозчика из Пулково.

Естественно, встает вопрос, кто автор стратегии, не учитывающей интересы города и фактически направленной на лоббирование интересов иностранных авиаперевозчиков. Так вот, в ее разработке активно участвует американская консалтинговая компания BAIN. Как нам сообщили, именно она обеспечивает стратегический консалтинг «Аэрофлота» в соответствии с заключенным договором. Но разве не государство должно определять направление развития стратегически значимых предприятий, каковыми являются «Аэрофлот» и его дочерние компании?

Профсоюз Пулково приводит наглядный пример такого сотрудничества. С сентября прекращены полеты «России» из Санкт-Петербурга во Франкфурт, которые выполнялись с полной загрузкой. В это же время на том же направлении прекратило выполнение рейсов «Трансаэро». А в итоге выигрывает «Люфтганза», у которой появилась возможность стать монополистом на линии и поднять цены на билеты. А крайними стали пассажиры, вынужденные переплачивать иностранным перевозчикам на прямых рейсах из Пулково либо лететь с пересадкой в Москве. Аналогичная ситуация складывается и на направлении Санкт-Петербург — Ереван, где рейсы АО «Авиакомпания «Россия», пользовавшиеся спросом, отменены под предлогом оптимизации маршрутной сети.

С каждым новым сезоном расписание международных рейсов АО «Авиакомпания «Россия» значительно сокращается, зато создаются благоприятные условия для иностранных перевозчиков на рынке авиауслуг Северо-Западного региона. В результате, считают в профсоюзе Пулково, аэропорт второй столицы в перспективе может превратиться в захолустье. Сейчас, например, рассматривается вопрос о прекращении обслуживания рейсов в ночное время. Что, как понимаете, работы нашим людям не добавляет.