Алексей Федорченко, режиссер из Екатеринбурга, автор философских, полных символики лент «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари», в День народного единства выпускает в прокат фильм «Ангелы революции». Картина уже получила награды на «Кинотавре» и ММКФ. Впрочем, разговор пошел не только о сделанном, но и о ближайших планах.
— История о том, как представители нового советского строя пришли в 1930-е в Западную Сибирь преобразовывать традиционный уклад жителей тундры, сегодня кажется фантастической. Но ведь в основе — исторические факты?
— Когда я был в Ханты-Мансийске на кинофестивале «Дух огня», местные жители рассказали мне о Казымском восстании и его причинах. И я пошел искать материалы в местный Институт угроведения, откуда увез 20 кг литературы для будущего фильма. Так что у каждого героя — один или несколько прототипов. Ведь среди пришедших в тундру русских были самые разные люди, в том числе художники и композиторы-авангардисты. Я изучил четыре сотни реальных биографий, и самые показательные и яркие судьбы отдал своим героям.
— Интересные сюжеты, похоже, сами вас находят?
— Находят, когда ищут. Во Владивостоке я прочел брошюру об истории борьбы местной колонии финнов (была такая!) против хунхузов, китайских разбойников. Это настолько захватывающая история, что я выучил текст той брошюры наизусть. Планирую снять об этом что-то вроде вестерна.
— А какая книга в наибольшей степени помогла вам понять суть революции, проникнуться той эпохой?
— Частные письма Ленина. А если бы не фильм, я бы не погрузился так глубоко в прекрасный мир советского авангарда.
— «Прекрасный мир»? Столько людей, по большей части вовсе не плохих, приносили себя в жертву революции. Откуда эта тяга к жертвенности в России начала ХХ века?
— В годы смуты вроде бы совершенно разные люди вдруг начинают действовать как единый организм, по каким-то совершенно особым, не востребованным в обычные времена, законам. Это как у муравьев, которые могут тушить пожар своими телами. Люди, погибшие в пожарах ХХ века, и есть главная жертва революции.
— В «Ангелах революции» много артистов, практически неизвестных широкой публике: Олег Ягодин, Константин Балакирев, Павел Басов, Георгий Иобадзе, играющие, впрочем, очень зрело. Вам нравится работать с новичками?
— Не такие уж они новички. Олег Ягодин — ведущий актер театра Николая Коляды в Екатеринбурге, он выдающийся артист. Что касается остальных, то, надеюсь, после выхода фильма мир о них узнает.
— Ваши предыдущие картины, те же «Овсянки» и «Небесные жены», представляются мне больше женскими. «Ангелы революции», несмотря на то что и здесь главная героиня — женщина (Дарья Екамасова), по тематике и интонации совершенно мужское кино...
— Надеюсь, что все мои фильмы — мужские. Я мало смотрю кино, чтобы избежать соблазна повториться, позаимствовать что-то. Во всем мировом кинематографе главная проблема — кризис тем и смыслов. Сделать что-то по-настоящему новое с каждым годом все сложнее. К счастью, лично у меня пока нет проблемы с идеями. Я написал два сценария, еще два заканчиваю. Люблю писать в сотворчестве и даже создал так называемое сценарное ателье. За год коллективной деятельности у нас образовался солидный портфель.
— Говорят, Олег Павлович Табаков предложил вам написать пьесу для его театра?
— Для меня нет большого различия между театром и кинематографом. Театр — это кино одним кадром, с одной точки, без использования крупных планов. И с более сжатыми сроками постановки. Еще в кино у режиссера есть замечательный механизм монтажа, с помощью которого можно все почистить и усилить, а в театре таких средств нет. Кстати, в «Ангелах революции» довольно много элементов театра...
— А о чем ваша пьеса?
— Сюжет библейский, время действия — Вторая книга царств. Много героев и батальных сцен. Хочу показать Олегу Павловичу материал уже в этом году. Открою секрет: в пьесе есть интересная роль для него.
— В театре та же история, что и в кино: все жалуются на острую нехватку пьес на современные темы. Потому вы и обратились к Вечной книге?
— Библейские сюжеты, с которыми я сейчас работаю, очень современны. Если внимательно читать Библию, перед вами предстанет вся наша сегодняшняя жизнь.