«В Большом не был, но скажу…»

Что возмутило Николая Цискаридзе за 60 секунд спектакля, который он не видел

Как же накалены страсти вокруг! Даже люди, витающие в самых высоких культурных сферах, готовы вцепиться друг другу в волосы. Стоило Анне Нетребко поместить в своем «Инстаграме» кусочек недавнего спектакля «Манон Леско», как посыпались гневные реплики: бодибилдерша на сцене Большого театра? Голая девушка, завернутая в газеты? Да как посмели в храме искусства?! И острый на язык Николай Цискаридзе тут как тут: «Я не видел эту постановку и смотреть не собираюсь. К сожалению, все, что последнее я видел и слушал в Большом театре, не выдерживает критики ни с нравственной, ни с музыкальной точки зрения». Вот так, не больше и не меньше.

Что же такого возмутительного случилось в эти дни в знаменитых стенах? До волны инстаграмного хайпа, спровоцированной постом Нетребко, мне казалось, что ничего. Даже наоборот — в контексте царящего в стране и мире уныния Большой театр вдруг собрался с силами и выдал настоящий фейерверк звездных событий, самое сенсационное среди которых — приезд Пласидо Доминго, да еще в двойном качестве. 21 октября легендарный музыкант продирижировал оперой «Манон Леско», а 24-го вышел на сцену в своем главном, певческом амплуа, продемонстрировав потрясающую (в 79 лет!) сохранность голоса, артистизма, темперамента. Заодно позвав с собой в программу гала-концерта плеяду звезд, какой здесь не знали, пожалуй, с торжественного открытия реконструированной Исторической сцены в 2011 году: Анну Нетребко, Юсифа Эйвазова, Ильдара Абдразакова, Михаэля Фолле, Петра Бечалу, не говоря о созвездии молодых восходящих талантов.

Но вот в «Манон Леско», оказывается, и была заложена «бомба». Кто бы мог подумать? И главное, куда смотрели службы художественной безопасности все четыре года, что постановка идет на сцене? Атлетка в мини-юбке! Кусочек обнаженной спины девушки, мелькающий аж на 3 секунды!

Спасибо бдительным пользователям Сети — под гневной репликой Николая Цискаридзе, процитированной Федеральным агентством новостей, куча комментариев: «Шнуровщина!», «Запретить такие эксперименты!» и даже почему-то «Америка рулит».

Правда, никто из хейтеров не задался вопросом — а что вообще происходит на сцене, не только в эти 60 секунд, но за все три часа спектакля, рассказывающего, напомню, о горестной судьбе дамы полусвета, в которой не одни кринолины и галантное «жевузем». Зачем — если Николаем Максимовичем пущена в ход тяжелая артиллерия калибра знаменитой певицы ХХ века Джоан Сазерленд, сокрушавшейся: «К сожалению, настало время, когда люди забыли, что в опере самое главное — хорошо петь». Но ведь здесь-то, если верить клипу, о главном не забыли — поют классно...

Прошу понять меня правильно — я вовсе не за неприкасаемость Большого (как и вообще чего-либо и кого-либо). Здесь хватает своих скелетов в шкафу. От действительно ущербных (далеко не только по моему суждению) постановок «Пиковой дамы» и «Евгения Онегина» до взятия дирекцией арендных денег за творческие вечера великих Елены Образцовой и Майи Плисецкой (поскольку их устраивала не она, а сторонние организации). От загадочной нелюбви к талантливым выпускникам собственной Молодежной оперной программы, которых тут же с радостью подхватывают главные сцены мира, до всплывающих до сих пор дефектов сверхдорогой (миллиард долларов!) реконструкции, в свое время справедливо возмущавших того же Николая Цискаридзе. От непобедимости билетной мафии до скандальной борьбы за власть через сливы секс-компромата и плескание кислоты в лицо.

Но давайте и помнить о десятках сценических работ и уникальных артистах, поддерживающих мировой авторитет нашей старейшей музыкальной сцены. О «Каменном госте», «Путешествии в Реймс», «Русалке», «Свадьбе Фигаро», «Сказке о царе Салтане». О «Баядерке», «Жизели», «Драгоценностях», «Корсаре», «Легенде о любви», «Герое нашего времени», «Русских сезонах», «Укрощении строптивой». О блистающих в них Анне Аглатовой, Динаре Алиевой, Анне Нечаевой, Александре Дурсеневой, Максиме Пастере, Эльчине Азизове, Игоре Головатенко, Владимире Маторине, Светлане Захаровой, Екатерине Крысановой, Ольге Смирновой, Екатерине Шипулиной, Денисе Савине, Владиславе Лантратове, Артеме Овчаренко, Денисе Родькине (простите, не назвал и половины мировых звезд Большого)...

Да с чего бы тому же Доминго объявлять о своих обширных планах сотрудничества именно с Большим — только на зиму-весну 2021 года им заявлены здесь семь выступлений!

Но нет, мы охотно ведемся на брошенную сейчас в эмоциональном порыве раздраженную реплику экс-танцовщика — кстати, упорно поговаривают, вероятного преемника нынешнего генерального директора Владимира Урина. Я бы, может, был и не против — кто знает кухню Большого лучше Цискаридзе, в прошлом его многолетнего премьера, педагога-репетитора, а теперь еще и дипломированного юриста, и известного начальника (ректор Академии русского балета с 2014 года). Вот только смущает это «не смотрел и не собираюсь». Слишком напоминает знаменитое: «Пастернака не читал, но...»