ВИД НА ЧЕЧНЮ ИЗ СТРАСБУРГА

Суть и стиль дискуссий вокруг выполнения Россией рекомендаций, составленных Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ), меняются на глазах.

Такой осторожный вывод, если оценить эволюцию взглядов в ПАСЕ на чеченскую проблему в течение года, напрашивается сам собой после завершившихся в четверг двухдневных консультаций группы "Госдума-ПАСЕ" в Страсбурге и встречи накануне главы чеченской администрации Ахмада Кадырова с генсеком Совета Европы Вальтером Швиммером.
При встрече с генсеком Кадыров указал на две ключевые составляющие успеха для возврата к нормальной жизни в республике. Первое: если федералы перестанут без повода цепляться к мирным гражданам. Второе: если произойдет экономическое восстановление республики, в частности, создание рабочих мест - вот что вернет к родным очагам беженцев.
На следующий день в Страсбурге встретились 30 видных представителей чеченского народа с парламентариями ПАСЕ и Государственной Думы, входящими в "рабочую группу по Чечне". Группа "Госдума-ПАСЕ" создана в соответствии с решением ПАСЕ в январе этого года. С тех пор политики встречались четыре раза: в марте и сентябре - в Москве, в мае - в Праге и в июне - в Страсбурге. Сопредседателями выступают лорд Джадд, отвечающий в ПАСЕ за Чечню, и председатель Комитета по международным делам Госдумы Дмитрий Рогозин.
На ход дискуссий положительно повлияли как смена акцентов в подходе Запада в целом к событиям в Чечне - их стали рассматривать в контексте борьбы с общим для всех злом, с международным терроризмом, так и недавние беспрецедентные контакты федеральных властей с представителями Аслана Масхадова.
Едва ли эти контакты можно считать прямым следствием давления ПАСЕ. Москва исходила и будет исходить из наличия в Чечне многослойных противоречий и конфликтов, спутавшихся в один гордиев узел, а также из своих долгосрочных интересов. Тем не менее в новом геополитическом раскладе сил для парламентариев ПАСЕ эта гибкая тактика может послужить доказательством того, что в Москве вроде бы следуют совету Совета Европы - начать "переговоры без всяких предварительных условий как с чеченскими гражданскими лидерами, так и военными командирами".
Не стоит сбрасывать со счетов и постепенное осознание природы чеченской беды России со стороны депутатов ПАСЕ, и в частности лорда Джадда. Из моих бесед с парламентариями в Страсбурге я вынес впечатление, что после неоднократных поездок в эту "горячую точку" черно-белая картинка сменилась цветной. После посещения лагерей беженцев, в том числе и тех, где ютятся нечеченцы по своей этнической принадлежности, и бесед с местными жителями, которые помнят о том, "как это было", и хотели бы вернуться к мирной жизни, у посланцев Страсбурга явно появилось более тонкое и многомерное восприятие этого кризиса.