С 1 января 2006 года вступят в силу поправки к Федеральному закону “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”. Требования к производству и распространению винно-водочных напитков изменятся. Столичные власти уверены, что, как только это произойдет, рынок захлестнет поддельное спиртное.

В прошлом году в России от поддельной водки умерли 40 тысяч человек. В Москве на каждые 100 тысяч жителей приходится 2 случая отравления “паленым” спиртным.

В 1998 году в столице и области была введена система контроля качества алкогольной продукции: ни одна партия не выпускалась на рынок без химической пробы. За первые три года работы удалось перехватить на пути к прилавку 90 млн. поддельных бутылок. Но в конце 2001 года в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” были внесены первые поправки. В результате участились случаи отравлений и в два раза выросло количество фальшивой водки. Однако контроль за рынком алкоголя все еще оставался в руках регионов. Москве это по-прежнему давало возможность отсеивать фальшивки. По данным московского УБЭП, с начала 2005 года в столице задержано 1,6 млн. бутылок, пресечена деятельность 8 подпольных производств по разливу “паленого” спиртного.

Минувшим летом по инициативе Минэкономразвития Госдума приняла очередные поправки все в тот же закон. Они, по идее, должны усилить роль государства на алкогольном рынке. Вроде бы халва, да во рту не сладко. Согласно нынешней редакции у субъектов Федерации фактически не осталось рычагов контроля за ситуацией. Так, местные власти потеряют право проверять качество алкогольной продукции, поступающей в розничную торговлю. Не будут участвовать они и в аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции в розничную торговлю. Все это на руку нечистоплотным производителям.

Главный аргумент разработчиков закона в том, что он принят в соответствии с требованиями ВТО. Однако нормы ВТО тоже не всегда идеальны. Например, в Швеции под давлением ВТО было в три раза увеличено число организаций, торгующих алкоголем. Это сказалось незамедлительно: уже через полгода в стране преступность выросла на 37 процентов. Большинство преступлений совершалось молодыми людьми в состоянии алкогольного опьянения.

По словам руководителя столичного департамента потребительского рынка и услуг Владимира Малышкова, до сих пор в столице качество алкоголя контролировалось на всех 144 оптовых складах, откуда тот потом поступает на прилавки. Новый закон предлагает оставить склады в покое и перенести контроль в каждый магазин. В небольшом городе такой вариант вполне возможен. Но в Москве винно-водочной продукцией торгуют 15 тысяч предприятий, в которых ежедневно реализуется 1,5 млн. бутылок. Ни департамент потребительского рынка, ни ГУВД с таким объемом не справятся. К тому же по российскому законодательству предъявить уголовные претензии к магазину, где обнаружили фальсифицированный алкоголь, сложно. Единственная статья, которая к ним применима, - уклонение от налогов. Правда, при условии, что партия фальшивок больше 250 ящиков. Зная это, магазин просто не станет закупать подделки в таком объеме.

Еще один удар по качеству алкоголя ожидает нашу страну 1 июля 2006-го, когда будет отменена аккредитация предприятий на право поставки алкогольной продукции. Фирме будет достаточно получить лицензию, после чего она сможет поставлять бутылки с зеленым змием в любой магазин. Половина этих фирм - однодневки. Такая ситуация в Подмосковье уже была несколько лет назад, когда здесь работали 133 предприятия по выпуску водочных изделий, и только усилиями властей удалось сократить их число до 42.

“Труд” обзвонил несколько крупных торговых сетей столицы, чтобы выяснить, как они относятся к тому, что теперь к ним будет приходить со складов непроверенный алкоголь. Оказалось, что предприниматели либо ничего не слышали о грядущих изменениях на алкогольном рынке, либо относятся к ним равнодушно. Пострадают же, как обычно, рядовые потребители.