РУБЛЬ, ДОЛЛАР, ЕВРО: КТО КОГО

ОТ "ЗЕЛЕНЫХ" ОДНИ УБЫТКИ
Каждая сотня евро, положенная дома в укромном месте ("чтобы

ОТ "ЗЕЛЕНЫХ" ОДНИ УБЫТКИ
Каждая сотня евро, положенная дома в укромном месте ("чтобы сохранить сбережения на будущее"), принесла в нынешнем году владельцу этой валюты убыток, причем ощутимый - 424 рубля. На такую сумму уменьшилась на российском рынке покупательная способность европейских денег, конвертированных в рубли. Имеется в виду не только удешевление евро с января 2005-го почти на четыре рубля (по курсу Центробанка), но и рост потребительских цен.
А на каждой сотне долларов, купленной, допустим, 9 января 2003-го, когда курс был максимальный - 31 рубль 88 копеек, россияне, хранящие "зеленые" под матрасом, потеряли 403 рубля. Правда, в 2005-м доллар попытался вновь несколько укрепить свои позиции, подорожав почти на рубль. Но в целом реванш американской валюты не состоялся. Общая картина выглядит так: рубль не ослаб, а укрепился в реальном выражении, по расчетам Минэкономразвития, за десять месяцев на 1,9 процента по отношению к доллару и на 16,2 процента - к евро.
Тенденция, по мнению специалистов, долговременная. Так что переводить свои сбережения в доллары или евро сейчас, наверное, не стоит. Но для граждан, не хранящих деньги в валюте, укрепление рубля - хороший знак: более доступными становятся качественные импортные товары. А вот для предприятий плюсов здесь подчас меньше, чем минусов. С одной стороны, легче покупать импортное оборудование для обновления производства. Это позитив. Но с другой - все труднее конкурировать с зарубежными товаропроизводителями. Более доступный и более качественный импорт жестко вытесняет нашу дорожающую продукцию и с внутреннего, и с внешнего рынков. "Наиболее удручающая ситуация, - говорится в аналитическом докладе Минэкономразвития о тенденциях социально-экономического развитии в стране, - сложилась в производстве транспортных средств и оборудования. В первом полугодии рост импорта этих товаров примерно в 9 раз опережал рост отечественного производства. Импорт легковых автомобилей в январе - августе по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился в 1,5 раза, грузовых машин - на 10,3 процента, при снижении внутреннего производства".
Более половины роста внутреннего спроса удовлетворяется сегодня в России за счет зарубежных товаров. Ситуацию усугубляют серьезные трудности с наращиванием экспорта. Следствием названных и других причин стало весьма существенное замедление темпов развития экономики, в том числе и промышленности.
РОСТ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА (ВВП)
(в процентах к соответствующему периоду прошлого года; исключено влияние сезонного и календарного факторов; расчеты Минэкономразвития)
среднемесячный
темп роста ВВП
во втором квартале
2005-го 0,8 процента
среднемесячный
темп роста
в третьем квартале 0,5
рост в октябре 0,3
Как видим, прибавка ВВП довольно круто идет вниз. Еще более резко уменьшились в октябре темпы роста в промышленности: в 3-3,5 раза по сравнению со средними показателями второго и третьего кварталов. Ясно: нужен мощный импульс, комплекс продуманных мер для перелома негативных тенденций. Одним из рычагов может стать увеличение государственных финансовых вложений в развитие рыночной инфраструктуры. Речь идет о строительстве дорог, портов, тоннелей, мостов, то есть тех объектов, которые необходимы стране, но которыми не будут заниматься коммерческие фирмы. Давно пора наладить и государственно-частное партнерство (ГЧП). В этом случае государство берет на себя роль соинвестора частных компаний или гарантирует часть привлекаемых ими кредитов при реализации значимых проектов. Для решения столь масштабных задач как раз и необходим Государственный инвестиционный фонд, на создании которого в 2006-м настоял министр Герман Греф.
НЕ НАДО ПУГАТЬ ИНФЛЯЦИЕЙ
У этого, казалось бы, весьма интересного новшества нашлось немало противников, прежде всего в Министерстве финансов. Оппоненты говорят, что увеличение государственных расходов приведет к раскрутке инфляции и чрезмерному укреплению рубля. Хотя даже студентам экономических вузов известно, что инвестиционные расходы - самые неинфляционные среди бюджетных трат. Как сообщили "Труду" в Министерстве экономического развития и торговли, каждые 100 миллиардов рублей государственных вложений в экономику дают лишь 0,2 - 0,3 процента прироста инфляции. Фонд все-таки удалось "пробить", но сколько денег должно быть в нем? С трудом договорились о скромной в масштабах бюджета сумме - 69,7 миллиарда рублей на 2006-й. С учетом же федеральных целевых программ инвестиционные расходы составят 450 миллиардов. Тоже совсем немного.
Споры среди специалистов продолжаются - полезен для экономики Государственный инвестфонд? С этого вопроса и началась наша беседа с авторитетным аналитиком в области макроэкономики, первым заместителем руководителя Центра экономической конъюнктуры при правительстве России Эдуардом БАРАНОВЫМ.
- Ответ простой: если государственные средства используются эффективно, то это можно только приветствовать, - говорит Эдуард Филаретович. - Вообще-то подобные финансовые вложения в развитие инфраструктуры оказывают незначительное влияние на потребительские цены - в основном через зарплату строителей, а ее удельный вес в масштабном проекте не такой уж большой. В принципе я согласен с расчетами Минэкономразвития: при расходной части федерального бюджета 4,2 триллиона рублей инвестиции в сумме, например, 100 миллиардов, потраченные не на "проедание", могут увеличить темпы инфляции на десятые доли процента. А, может, и того меньше, если начнется ускоренное развитие экономики.
- Почему строительство дорог или расширение аэропортов может дать толчок ускорению экономического маховика?
- Простой пример: если до подмосковного городка, расположенного в 10 километрах от МКАД, приходится ехать в шоссейных пробках полтора - два часа, то крупный бизнес здесь не будет строить ничего. Хорошие транспортные коммуникации - одно из непременных условий функционирования цивилизованного рынка. Современная инфраструктура при наличии других благоприятных факторов притягивает бизнес. А с ним приходят капиталы, экономика идет в рост. Но для начала надо умело использовать государственные финансы.
- Все эти макроэкономические материи далеки от обычных граждан...
- Почему же? Как раз наоборот, эти "материи" касаются, можно сказать, каждого. И дело не только в том, что благополучие страны небезразлично россиянам. Есть и вполне конкретные примеры непосредственной выгоды для жителей. Вот смотрите: в январе - сентябре нынешнего года в стране введены такие важные объекты, построенные с использованием государственных средств, как областной онкологический центр (лучевой блок) в Липецке, НИИ кардиологии Томского научного центра, средняя школа на 600 учащихся в Беслане и еще 130 других объектов. Разве плохо? Вот почему я бы не стал пугать страну тем, что госинвестиции обязательно взрывают цены и приводят к чрезмерному укреплению рубля. В конце концов так ли уж важно, если годовая инфляция у нас изменится на 0,2 процента?
ЦЕНЫ РАСКРУЧИВАЮТ МОНОПОЛИСТЫ
Сегодняшний рост цен в немалой степени вызван, как говорят специалисты, немонетарными, то есть неденежными факторами. Вспомним хотя бы стремительное увеличение тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, рост платежей за услуги локальных и естественных монополий. Если разложить на составные части прогнозируемый к концу 2005-го индекс потребительских цен (11,5 процента), то, по расчетам Минэкономразвития, картина будет такая. На рост денежной массы приходится 5,6 процентного пункта из общих темпов инфляции; на увеличение доходов населения - 1,9; на немонетарные факторы - 4,3. Иными словами, индекс потребительских цен почти на 40 процентов зависит от подорожания услуг монополистов, включая ЖКХ. А доходы граждан влияют на инфляцию в последнюю очередь (всего 1,9 процентного пункта).
И в прошлом году, и в нынешнем наши финансовые власти пытались бороться с инфляцией только монетарными методами. Жизнь показывает, что этого явно недостаточно. Успеха не добиться без комплексной борьбы с монополизмом - и на макроуровне, и непосредственно в регионах. Необходимо по максимуму создавать условия для развития конкуренции. Это задача не только Федеральной антимонопольной службы, но и всех ветвей власти.
- На днях министр Греф, докладывая президенту о социально-экономической ситуации в стране, сказал, что руководители Минфина, Минэкономразвития и Центрального банка "сошлись во мнении: снижение инфляции за счет укрепления рубля недопустимо". Выходит, укрепление рубля стало опаснее инфляции?
- Да, но с одним существенным уточнением - чрезмерное укрепление рубля сегодня опаснее инфляции. Объяснение простое: становятся неконкурентоспособными многие российские товары. А значит, сокращается производство, в экономике нарастают трудности.
Это подтверждают и расчеты, проведенные в нашем Центре экономической конъюнктуры. С января 1995-го по июль 1998-го рубль заметно укреплялся. Стоимость доллара, выраженная в рублях (по обменному курсу), росла медленнее темпов инфляции. Иными словами, если кто-то поменял рубли на доллары и через три с половиной года продал американскую валюту, то на полученные деньги мог купить намного меньше товаров, чем до всех этих обменных операций. За те три с половиной года рубль укрепился существенно - в 1,78 раза. Производство же при этом угасало. Сезонно скорректированный индекс выпуска промышленной продукции сократился с января 1995-го по июль 1998-го на 20 процентов. Вот видите: рубль укреплялся, промышленность падала.
В августе 1998-го разразился тяжелейший финансовый кризис. Рубль не просто ослаб, а рухнул в пропасть. Доллар за короткое время подорожал в 4 раза. Импортные товары стали многим не по карману. Зато наша промышленность, ожив, демонстрировала быстрые темпы роста. Но затем российская валюта опять начала укрепляться. Особенно это проявилось в последние годы. Общий итог таков: за десять лет, с 1995-го по сентябрь 2005-го реальный обменный курс рубля к доллару вырос в 2,1 раза, а сезонно скорректированный индекс выпуска промышленной продукции увеличился только в 1,24. Отставание огромное. Не случайно импорт товаров за это же время вырос в 2,25 раза. Это громкий сигнал: поаккуратнее на виражах валютного рынка, рубль слишком быстро набирает вес.
Вообще-то в долгосрочной перспективе крепкая отечественная валюта - очень большой плюс и для страны, и для экономики. Но сейчас мы должны действовать чрезвычайно осмотрительно. Минфин считает, что укрепление реального эффективного курса рубля должно находиться в границах 4 - 4,5 процента ежегодно. Это, как мне представляется, разумно. Впрочем, названные цифры пока далеки от реальности. Сейчас ситуация с валютным курсом весьма напряженная. Рубль в 2005-м укрепился уже на 9 процентов, а по итогам года, возможно, будет 10. Этот уровень нельзя признать приемлемым. У нас есть рычаги, чтобы сдержать разгон российской валюты. И надо их использовать. Иначе трудности в экономике будут нарастать.