ДОКТОР РЕЙ ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ

Вчера днем на двери одного из помещений Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина висела табличка "Закрыто". Пускали только журналистов, которые пришли глянуть, как в 10-м зале прилюдно распаковывают последние из принадлежащих ГМИИ 54 полотен, возвращенных недавно из Швейцарии.

Несколько молодых служащих музея подняли лежавший белый ящик, раскрыли его, сняли упаковочную пленку - и глазам присутствующих открылся знаменитый "Портрет доктора Рея" Ван Гога. Правда, хорошенько рассмотреть картину журналистам не дали. Над ней сразу склонились реставраторы - девушка с лупой и юноша с репродукцией, на полях которой, как выяснилось, скрупулезно обозначены все особенности холста - легкие потертости, трещины красочного слоя... Такие рабочие снимки музейщики между собой называют "историей болезни картины". Через несколько минут Елена Москвина облегченно заявила: ничего нового по сравнению с тем, что было в "истории болезни Рея" до отправки в Швейцарию, не обнаружено.
Впрочем, специалисты объяснили, что окончательный вывод о состоянии этого и других "швейцарских" полотен можно будет сделать не раньше, чем через полгода. Столько времени, считается, картина должна пожить в родном музее, чтобы вполне "почувствовать себя дома", то есть полностью акклиматизироваться. Уже сейчас первое из приехавших полотен - "Танкред и Эрминия" Никола Пуссена - заняло свое место в постоянной экспозиции Пушкинского. Через два-три дня это произойдет и со всеми остальными картинами.
В чем же все-таки была причина инцидента, в котором оказалось поставлено под удар, без всякого преувеличения, национальное достояние России? Своей точкой зрения с корреспондентом "Труда" поделился президент швейцарского "Фонда Джанадда" Леонард ДЖАНАДДА, в чьем музее экспонировались картины:
- В Швейцарии существует закон, защищающий произведения искусства от претензий третьих лиц, однако он принят лишь в июне 2005 года и, по сути, еще нет механизма его использования. Я, правда, надеялся, что в силе остается письмо, написанное мною господину Нессиму Гаону - президенту фирмы "Нога", у которого вошло в обыкновение напоминать о его финансовых претензиях к России подобными арестами имущества, а подчас и людей. Помните случай с задержанием российского учебного парусника и его команды, состоящей в основном из подростков? Именно тогда я попросил "Ногу" не распространять ее санкции на произведения искусства, и в ответном письме Гаон мне такое обещание дал. Но теперь, видно, о нем забыл...
Главный хранитель Пушкинского музея Татьяна Потапова подтвердила, что впредь ГМИИ при предоставлении произведений на выставки будет требовать более надежных гарантий их сохранности. Например, из-за отсутствия таковых уже отказано в предоставлении одного из полотен Англии...
Под занавес я отважился спросить Елену Москвину: сколько стоит картина Ван Гога?
- Видите ли, страховые суммы условны, - ответила Елена. - Даже если бы (не хочется такое даже говорить) что-то нехорошее с полотном все же случилось, то сколько бы сотен тысяч долларов страховки нам ни выплатили, новый Ван Гог не явится и не напишет еще раз "Портрет доктора Рея". Так что произведения эти бесценны.