РОЛИ В САЛОНЕ
Беседую с Петром Староверовым, водителем с 30-летним стажем.
- Четких правил поведения пассажиров в машине нет, - начал он. - В трамвае, метро они висят на самом видном месте. Невольно читаешь. Неплохо было бы и автомобилистам знать, как вести себя с попутчиками, как настроить их на непредвиденные обстоятельства. Литературы на этот счет мало. В автошколах такой предмет не преподают. А ведь в автомобильных авариях гибнут в основном пассажиры.
- Как водителю уберечь их от беды?
- Ехал я с молодой еще женой Настей в потоке. Скорость километров 40 - 50 в час. Кровь заиграла, начал гладить Настину коленку. Потом потянуло и целоваться. Я повернулся вполоборота. Мне казалось, будто левым глазом все впереди вижу. Ан нет! Опомнился, когда багажник "Волги" уже был перед носом. Ударил по тормозам, но задел бампер "волжанки". Настя правым виском ударилась в лобовое стекло - сотрясение мозга. А мне хоть бы хны! Руль меня спас - задержал. Так, грудь немного поболела. С тех пор на переднее сиденье стараюсь никого не пускать. Жена занимает обычно самое безопасное место - сзади и посередине.
- Многие считают самым безопасным сиденье за водителем...
- Ученые доказали другое. Это место на 70 - 80 процентов безопаснее, чем передние и на 25 - чем боковые задние. Любой боковой удар редко достигает середины салона. Во время аварии, особенно на ледяной катушке, как сейчас, когда машина начинает вращаться, на пассажира, сидящего в центре сзади, не так сильно действует центробежная сила. Он не стукнется головой о боковое стекло, дверь.
- Но при лобовом столкновении пассажир может вылететь через переднее стекло?!
- Если это ребенок или миниатюрный взрослый, то конечно. Зачем разрешать им садиться там?!
- Пассажиры часто отвлекают его от дороги. Как вы боретесь с этим?
- Если ты едешь не один, то вероятность аварии снижается вдвое. Значит, надо сделать так, чтобы пассажир тебе не мешал, а помогал. Жена меня в машине слушает беспрекословно. Если дальнее путешествие, то она борется с моим сном - разговаривает, музыку хорошую ищет. Я ее вкусам доверяю, да и Настя соображает, что нужно в данный момент. Сама не спит - это очень важно. Если в машине кто-то посапывает, то водитель неминуемо тоже задремлет. Музыку меняет - от одной начинаешь расслабляться. То громче делает, то тише - тоже не дает заснуть. Иногда даст пожевать, например, бублик - очень хорошо сон прогоняет. Порой заставляет остановиться и выпить кофе из термоса. На ходу никогда не предлагает. Когда едем по незнакомому городу и нужно попасть в определенную точку, Настя намечает маршрут по карте. Потом я останавливаюсь и запоминаю его. И время экономится, и я не отвлекаюсь от вождения. "Поверни сюда, тормозни здесь" - таких слов я не слышу.
- Однажды подвозил мужика, он тоже водитель. Издергался весь от его советов, как вести машину. Только что за руль не хватался, чтобы меня поправить. Наконец не выдержал, остановился и говорю ему: "Садись за руль, ты же лучше меня все знаешь!" Замолчал, больше не советовал.
- Я недавно передачу смотрел о том, как погиб Машеров. Были нарушены два незыблемых правила. Во-первых, он сидел не сзади, а спереди. А во-вторых, перед аварией пытался помочь водителю вырулить - его руки были на баранке. Не помог, а может, и наоборот, помешал водителю. Пассажир не должен вмешиваться в мою работу - это закон.
- Жену я научил немного водить машину. Однажды у меня сердчишко прихватило, она потихоньку допилила до поста ДПС, и там вызвали "скорую". Сигареты? У меня правило: в машине не курят. Курево отвлекает, да и удовольствия от него меньше. Да и при детях, которые часто с нами путешествовали, разве закуришь?!
- Ребятишки в машине - это отдельный разговор. Я только скажу, что они полностью копируют поведение взрослых. При них надо особенно строго подходить к поведению в салоне.
ЧТО ДЕЛАТЬ ПЕРЕД СТОЛКНОВЕНИЕМ
- ДТП, аварии почти неизбежны, - считает Петр Староверов, - к ним надо быть всегда готовым не только самому, но и пассажирам. Научить их правильно вести себя в момент столкновения - моя задача.
- Я начинаю с ремней безопасности. Штрафовал бы безбожно всех, кто ими пренебрегает. Они не понимают, что даже если есть подушки безопасности, то ремни нужны. Ведь они и рассчитаны на то, чтобы защитить человека, положение которого фиксируется ремнями. Изменение позы - лишние травмы, часто и от самих подушек безопасности. Я сам пристегиваюсь и заставляю всех делать то же самое. А когда ездил на "жигуле", то на заднее сиденье бросал несколько небольших перьевых подушек.
- Все мои родственники знают: если машина пошла в занос и может столкнуться с преградой, то надо срочно наклонить голову вперед и прикрыть ее руками. Точно так, как советуют стюардессы в самолете. На переднем сиденье пассажиру можно еще успеть поднять ноги на торпеду и упереться в нее. Если кто-то из ваших читателей знает приемы защиты, то пусть расскажет - интересно будет всем.
ПРИЧИНЫ АВАРИЙ
В США проведен анализ отвлекающих факторов, приводящих к авариям. По этой причине происходит 3 млн. несчастных случаев из 6 млн. в год. Американская ассоциация автомобилистов выяснила, чем занимаются водители во время езды.
70 процентов автомобилистов во время управления машиной разговаривают с пассажирами. 29 - едят или читают. 26 процентов поднимают с пола упавшие предметы не притормаживая. 19 - ведут телефонные разговоры. И лишь 15 процентов водителей внимательно следят за дорогой.
ПРИСТЕГНИТЕ РЕМНИ!
Езда без ремней является второй причиной, приводящей к гибели людей при авариях, после вождения в нетрезвом состоянии. Еврокомиссия установила: если бы все использовали ремни безопасности, то ежегодно в ДТП удалось бы спасти до 5 тысяч жизней. Исследования в Московской области показали: использование ремней безопасности в 57 случаях из 100 помогает избежать гибели водителя или пассажира, а в 90 случаях - их травмирования.
ВОПРОС - ОТВЕТ
КОГО СЧИТАТЬ СВИДЕТЕЛЕМ ДТП
Я попал в ДТП. Считаю себя невиновным, поскольку ехал на зеленый свет, и в меня врезался автомобиль, мчавшийся на красный. У меня в машине были жена и два друга, которые подтверждают мою правоту. Но инспектор ГИБДД сказал, что они являются заинтересованными лицами и не могут быть свидетелями. Так ли это?
Андрей Беснов, Московская область
Отвечает адвокат Семен Капичный:
- Инспектор не прав на сто процентов. Он был обязан в графе протокола "Свидетели" записать данные ваших спутников и хотя бы поверхностно опросить их. Если инспектор не вносит данные о пассажирах в протокол, то он совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 292 УК РФ "Служебный подлог". Хорошо, если дорожный полицейский просто забыл. Мне же встречались такие служители полосатого жезла, которые делали на этом свой "бизнес". Доказать, на какой свет светофора вы ехали, очень трудно. Без свидетелей не обойтись. А когда в графе протокола они не указаны, то, значит, вы согласились с тем, что их не было. Ведь вы же подписали документ. А что, если тот водитель, который ехал на красный, предложит взятку?! Нерадивый инспектор без труда сможет повернуть дело в его пользу. Они по сговору даже найдут "случайных" прохожих, якобы видевших ДТП. И на суде покажут то, что им посоветует работник ГИБДД. Так что на стадии разбора ДТП в отделении ГИБДД вы настаивайте на том, чтобы с жены и друзей взяли объяснения и внесли их в протокол до того, как дело будет отправлено в суд. Если в группе разбора откажутся вносить ваших свидетелей и разговаривать с ними, то вам лучше обратиться к адвокату и доказывать с ним свою правоту. Это трудно, но возможно. А на замечание инспектора о том, будто жена и друзья являются заинтересованными лицами, ответьте статьей 51 КоАП РСФСР, где говорится следующее: "В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому известны обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу". Это касается и родственников, и друзей.