РУССКИЕ РЕКОРДЫ

На завершающейся сегодня в Лондоне неделе торгов русским искусством установлено несколько мировых рекордов по продажам отечественных мастеров. За наивысшую цену ушла, например, картина Натальи Гончаровой "Колокольчики" - более 3 миллионов фунтов стерлингов. А общая сумма продаж одного только аукционного дома Sotheby's достигла 38 миллионов фунтов. Впрочем, к четвергу эстафету самых крупных продаж подхватил ближайший конкурент Sotheby's - Christie's...

В первый же день продажи достигли общей внушительной суммы 40 млн. ф.ст. Так, "Портрет Николая Тихонова" кисти Юрия Анненкова ушел за 2 млн. 330 тыс. ф.ст. (при первоначальной оценке 500 тыс.). Более чем в миллион фунтов оказались оценены пейзажи Алексея Боголюбова "Вид на храм Христа Спасителя из Кремля" и Исаака Левитана "Иллюминация Кремля".
Коллекция основателя художественного течения "Мир искусства" Константина Сомова, о которой писал на днях "Труд", тоже оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Все 53 ее лота, в том числе очки и кисти мастера, оказались проданы за общую сумму 6,5 млн. ф.ст. До 20 крат возросли в ходе торгов цены на эротические акварели, выполненные в галантном французском стиле. А самым дорогим предметом собрания стала картина "Романтическое преследование" - ее стоимость достигла 1,64 млн. ф.ст.
Но, конечно, главной сенсацией Christie's стала продажа пасхального яйца-часов фирмы Карла Фаберже. После 10 минут торга оно ушло за 9 миллионов фунтов стерлингов к российскому покупателю Александру Иванову. Это беспрецедентно во многих отношениях. Во-первых, ни одно отдельное яйцо Фаберже за такую сумму еще не продавалось. Во-вторых, подобных изделий знаменитой фирмой выпущено всего 3.
Ну и в-третьих, как мы уже сказали, большинство покупателей на аукционах подобного ранга предпочитают оставаться неизвестными широкой публике. Г-н Иванов, как и Алишер Усманов, два месяца назад купивший художественную коллекцию Ростроповича - Вишневской, или Виктор Вексельберг, 4 года назад приобретший коллекцию из 9 яиц Фаберже, - редкое исключение. Во всех трех случаях гласность покупки связана с намерением коллекционера выставить свое приобретение на публичное обозрение. Иванов собирается поместить яйцо-часы в возглавляемый им Российский национальный музей, который принято считать первым в Отечестве частным общедоступным собранием ценностей.
"Труд" связался с Российским национальным музеем, и его сотрудники признались, что приобретение яйца - огромная удача. Беспрецедентная дороговизна предмета объясняется тем, что это последняя работа самого известного мастера фирмы Фаберже - Михаила Перхина. И выполнена она не для царя, а для семьи барона-банкира Ротшильда, принадлежавшей, как известно, к числу богатейших семейств мира. Яйцо дошло до нас в хорошей сохранности: как было сказано "Труду", "петушок на часах до сих пор не только хлопает крылышками и кивает головкой, но даже поет, хоть, может быть, не так громко, как сто лет назад". Кроме того, цену поднял безупречный провенанс вещи, то есть ее история. С момента продажи изделия Ротшильдам в 1902 году оно не покидало их дома. Стало быть, полностью исключается возможность подделки драгоценности.
А вот когда россияне смогут на нее полюбоваться - пока трудно сказать. Английским властям только на оформление экспортной лицензии, без которой предмет не выпустят из страны, потребуется минимум полтора месяца. Но даже по приезде яичка ему еще надо подобрать подходящее экспозиционное помещение. Ведь музей пока не имеет своего выставочного здания. Основанный Александром Ивановым - предпринимателем, бывшим сотрудником силовых структур - в 1991 году, он лишь время от времени предоставляет свои предметы на различные экспозиции.
Помимо большой коллекции драгоценностей Фаберже (но в ней до последнего времени было только одно пасхальное яйцо, гораздо скромнее ныне приобретенного), Российский национальный музей известен собранием элитных автомобилей - таких, как Кадиллаки 1909 и 1927 годов, "Роллс-Ройс" 1923-го... Все это богатство пока хранится в различных местах, и когда удастся собрать его воедино, музейщики затрудняются сказать - систематической государственной поддержки музей не имеет.
Ну а пока в Лондоне готовятся подвести итоги беспрецедентной по масштабам русской аукционной недели. Однако уже сейчас ясно, что следует ожидать новой волны рекордов. Ведь если брать только фирму Sotheby's, когда-то (в 1985 году) первой на Западе начавшую торги русским искусством, то за последние 6 лет годовой оборот ее русского отдела возрос в 20 раз - с 4 млн. ф.ст. в 2000-м до 82 млн. в 2006-м. А в 2007-м, еще не закончившемся, эта сумма уже составила 100 миллионов. Ну а кроме таких ветеранов, как Sotheby's и Christie's, теперь стали заниматься нашим искусством Bonhams, MacDugall... Мир, как говорится, рублем, точнее фунтом, долларом и т.п., подтверждает, что все больше и больше видит в России великую художественную державу.