ПОМИНАЛЬНЫЕ БЛИНЫ

Вчера, в день шестой годовщины со дня смерти Виктора Астафьева, в Красноярске показали спектакль МХТ "Пролетный гусь". По сложившейся уже традиции утром на родине писателя - в деревне Овсянка поминали великого земляка.

Заснеженное деревенское кладбище, покой которого обычно мало кто тревожит, превратилось в многолюдное место. Кавалькады автомобилей подъезжали одна за другой. Положить цветы на могилу Виктора Петровича приехала и режиссер спектакля Марина Брусникина.
- Прочитать рассказ "Пролетный гусь" посоветовал Олег Табаков, - рассказывает Марина Станиславовна, - и мне сразу захотелось его поставить. Но вещь эта тяжелая, трагическая, поэтому решила уравновесить спектакль еще одним рассказом Виктора Астафьева - "Бабушкин праздник". Мистическим образом работа связана со скорбной датой. Когда мы впервые играли "Пролетного гуся" в МХТ, пришла весть о кончине писателя. Шесть лет рвались в Красноярск, в Овсянку, а приехали сюда в годовщину смерти. Мне кажется очень важным, чтобы люди, которые жили с Виктором Петровичем на одной земле, посмотрели этот спектакль.
Режиссер навестила дом писателя в Овсянке, прошлась по тропинкам между сугробов, постояла у теплой печки. Теперь здесь музей, но простая деревенская изба осталась прежней.
Рядом - дом-музей бабушки Екатерины. Ее Астафьев очень любил и не раз описывал в своих произведениях. У бабушки для гостей накрыли поминальный стол, по русскому обычаю напекли блинов. Грустная дата, конечно, наводила на печальные размышления. И все-таки больше Виктора Петровича помнят с улыбкой.
- У меня дома на стене висит фотография, - вспоминает председатель Законодательного собрания края Александр Усс. - Астафьев там в парадной одежде, что немножко необычно - ему в тот день исполнилось 75 лет. Я пошутил насчет его фрака. Он в ответ рассмеялся: "Да брось ты, я же не Шиллер... Я сам знаю, что на мне всякий фрак, как на корове седло".
Красноярская премьера "Пролетного гуся" в театре им. Пушкина прошла при полном аншлаге. Спектакль почтили вниманием почти все официальные лица. Им разослали приглашения. Жаль, что простым зрителям билетов не досталось. Виктор Петрович этому вряд ли бы порадовался...