Террор возвращается

Главной версией крушения в минувшую пятницу в Тверской области скоростного поезда «Невский экспресс» стал теракт. Организаторов и исполнителей этой акции спецслужбы ищут среди националистов, ваххабитов, северокавказских террористов, а также недоброжелателей влиятельных пассажиров этого экспресса

Следственный комитет при прокуратуре РФ по факту крушения поезда «Невский экспресс» возбудил уголовное дело по статье «Терроризм» и «Незаконный оборот оружия». Таким образом, версия теракта стала основной. «На то, что это теракт и он должен был унести как можно больше жизней, указывают все обстоятельства: террористы выбрали популярный и всегда полный пассажиров поезд и подорвали его в труднодоступном месте, откуда тяжело эвакуировать людей», — признался «Труду» один из следователей СКП.

Теперь следователи и оперативники пытаются вычислить людей или группировку, которая организовала и провела этот теракт.

Взрыв от нацистов

Первой ответственность за теракт взяла на себя некая боевая группа Адольфа Гитлера Combat 18. Один из националистов этой группировки разместил в своем интернет-блоге заявление: «Мы, боевая автономная группа Combat 18, берем на себя ответственность за подрыв „Невского экспресса“. Дальше больше!» Ранее эта же группировка взяла на себя инцидент в метро Санкт-Петербурга, произошедший 14 ноября, когда в одном из вагонов был обнаружен муляж взрывчатки.

Оперативники сочли это заявление провокацией. Как рассказал «Труду» источник в МВД, по данным оперативников, группировка Combat 18 прекратила свое существование ещё в 2007 году после задержания её лидера Максима Марцинкевича по кличке Тесак. В январе этого года он был приговорен к 3,5 года колонии.

Причастность к произошедшей трагедии националистов опровергают и сами крупные праворадикальные организации — Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и Славянский союз (СС).

«Националисты не будут взрывать поезд Москва — Питер, потому что там едут русские», — рассказал «Труду» лидер СС Дмитрий Демушкин.

Теракты-близнецы

Согласно другой версии, к теракту причастны боевики Северного Кавказа. На эту мысль следователей натолкнула схожесть этого происшествия с подрывом 13 августа 2007 года также в 21.40 другого «Невского экспресса», когда пострадало около 60 человек. Напомним, что тогда на границе Тверской и Новгородской областей, на перегоне Бурга — Малая Вишера, на путях взорвалась самодельная бомба мощностью около 2 кг в тротиловом эквиваленте. Трагических последствий удалось избежать лишь благодаря тому, что поезд на большой скорости уже проскочил этот участок.

Отметим, что как раз в минувшую среду в Новгородской области начался суд над одним из участников подрыва «Невского экспресса» в 2007 году, жителем Ингушетии Макашарипом Хидриевым. На этом заседании Хидриев, ранее отрицавший свою причастность к трагедии, неожиданно взял на себя вину за совершенный теракт. Он признался, что доставил взрывчатку в Маловишерский район.

По одной из версий, истинным террористам могло не понравиться то, что Хидриев присвоил себе их славу, и они решили напомнить о себе новым взрывом. Например, это мог быть русский ваххабит Павел Косолапов, который считается организатором того теракта и уже четыре года безуспешно разыскивается спецслужбами. Как рассказал «Труду» источник в МВД, славянская внешность Косолапова позволяет ему без проблем перемещаться по стране. Например, у силовиков есть данные о том, что в прошлом году он трудился в одном из колхозов в Центральном федеральном округе.

Более того, по данным «Труда», летом 2007 года Хидриев привез гораздо больше взрывчатки, чем было использовано при первом взрыве. Найти оставшийся тротил не удалось — его прятал лично Косолапов. Следователи не исключают, что русский ваххабит достал тротил из тайника и устроил теракт, приуроченный к началу суда над товарищем. Отметим, что в субботу у МВД появились данные возможного террориста: «ему около 40 лет, он коренастого телосложения, рыжеволосый». Косолапов вполне подходит под это описание.

Следователи не исключают, что подорвать поезд могли боевики и террористы. Напомним, что, по данным «Труда», с начала лета этого года на Северном Кавказе заработала школа боевиков, выпустившая 30 шахидов. За последние месяцы 23 выпускника подорвали себя либо были задержаны или убиты. Кто-то из оставшихся семерых боевиков мог подорвать «Невский экспресс».

В любом случае заложить взрывчатку под полотно для террористов не составило труда, потому что этот участок дороги практически не охранялся. Напомним, что после подрыва «Невского экспресса» в 2007 году РЖД обещали усилить охрану путей с трех до пяти обходчиков на каждые 5 километров. Однако из-за кризиса и массового увольнения людей осуществить эту задумку так и не удалось.

Частный заказ

По другой версии следователей, взрыв мог быть направлен против одного из пассажиров поезда. Отметим, что «Невский экспресс» благодаря скорости и комфорту популярен среди известных политиков, чиновников и бизнесменов, многие из которых в свое время перебрались жить или работать в Москву и на выходные ездят домой в Петербург. 

Среди погибших пассажиров «Невского экспресса» оказался глава недавно созданной госкорпорации «Автодор» Сергей Тарасов и руководитель Федерального агентства по госрезервам (Росрезерв) Борис Евстратиков. Обе организации управляют внушительными финансовыми потоками.

Тарасов, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга, до последнего времени представлял Северную столицу в Совете Федерации. В октябре его назначили главой вновь созданной госкорпорации «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). Компании предполагалось передать в управление 18 тысяч км федеральных автодорог федерального значения и 12 тысяч км дорог, работающих в режиме перегрузки. «Автодору» из бюджета планировалось выделять до 2015 года по 50–100 млрд. рублей в год.

Евстратиков возглавил Росрезерв в марте 2009 года и также мог нажить себе недоброжелателей. Кроме того, в одном из вагонов поезда среди багажа пассажиров был найден чемодан с 1,5 кг героина. Это также могло стать поводом для взрыва.

Согласно маловероятной, но все ещё рабочей версии, трагедия могла произойти в результате технических неполадок в дорожном полотне или в самом подвижном составе.

Просто хулиганка

Аналитик Национального антикриминального и антитеррористического фонда Олег Нечипоренко не исключает, что профессиональные преступники могут не иметь никакого отношения к этой трагедии.

— Взрыв мог устроить не матерый террорист, а какой-нибудь балбес с неуравновешенной психикой, — считает Нечипоренко.

Согласно этой версии, подорвать пути в качестве эксперимента мог, например, местный житель, нашедший в интернете рецепт изготовления самодельной бомбы.

Список опознанных погибших

Цифры