93 специалиста для модернизации страны

России не хватает профессионалов в медицинской оптике, испытателей летательных аппаратов, машинистов паровых турбин и лаборантов-аналитиков

Некоторые крупные компании самостоятельно создают современные модернизированные обучающие центры в соответствии с программой и перспективами собственной организации, причем с риском подготовить специалистов для конкурентов. И даже в такие заведения желающих попасть не много.

Все началось в 90-е

Предпосылок у сложившейся тенденции было немало. Еще в начале 90-х российское профессиональное образование вступило в стадию кризиса: из-за упадка производства не хватало рабочих мест, зарплаты рабочих были значительно снижены. Вместе с зарплатой падал престиж профессии.

Постепенно учреждения начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) стали единственным вариантом для двоечников из неблагополучных семей. В то же время в вузы устремилось подавляющее большинство — за обещанными перспективами, хорошей оплатой труда, комфортными условиями работы, отсрочкой от армии и т. д. Среднее и начальное профессиональное образование в России с того времени застыло.

Опросы современных студентов из года в год показывают одни и те же результаты: большинству учащихся милее работа перед монитором в офисе, нежели созидание своими руками в не всегда экологически чистых и оборудованных должным образом помещениях, причем за те же деньги.

Количество образовательных учреждений НПО и СПО не сокращается, но и не увеличивается с 90-х годов. Финансируются они главным образом из федерального бюджета. Также в учебные учреждения приходят региональные дотации и помощь отраслевых министерств, в составе которых они когда-то находились.

Этих средств едва хватает на покрытие расходов, не говоря уж о таких элементарных потребностях, как косметический ремонт. Увеличить доходы за счет коммерческого обучения не представляется возможным: необходимы колоссальные средства, чтобы модернизировать материально-техническую базу.

За рабочие руки — президентскую премию

Недавно Министерство образования и науки подготовило список приоритетных для развития экономики страны специальностей. Список был составлен на основе анализа трудового рынка и пожеланий работодателей.

15 ноября «Перечень профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации» был утвержден премьером Владимиром Путиным.

В перечень вошло 93 специальности. Особенно востребованы работники следующих отраслей: теплоэнергетика и теплотехника, электротехника и энерготехника, ядерные установки и ядерная энергетика, космические и компьютерные технологии, машиностроение, медицинские технологии, в частности фармацевтика, биохимическое производство

Интересно, что стимулировать интерес молодежи к этим суровым специальностям правительство намерено не только пропагандой. Как рассказала начальник отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров профессионального образования Мин-обрнауки Вера Гринько, большие надежды возлагаются на материальное поощрение.

Так, для тех, кто пойдет по пути приоритетных направлений и покажет себя с лучшей стороны, приготовлены 3 тысячи президентских и 5 тысяч правительственных стипендий в размере от 2 до 14 тысяч рублей. Эти стипендии будут утверждены с 1 января 2012 года. Но для того, чтобы их получить, придется весь первый год обучения быть примерным студентом, и только на втором курсе государство начнет поощрять будущего рабочего.

Но, так или иначе, подобная стипендия — просто сказка для учащихся в ПТУ и колледжах. Для сравнения: стандартная стипендия студента технического образовательного учреждения составляет 400 рублей.

Деньги будут, а вот работа — не факт

Также Вера Гринько пояснила, почему в списке не оказалось врачей и педагогов: перечень составлялся на основе специальностей начального (ПТУ и лицеи) и среднего образования (техникумы и колледжи), эти заведения готовят специалистов среднего звена, а врачи и педагоги — высшее звено.

Что касается финансовой стороны, то кроме повышенных стипендий на модернизацию сферы НПО и СПО из федерального бюджета выделено 8,8 млрд. рублей. Еще 8,7 млрд. рублей удалось собрать силами субъектов РФ и работодателей. Также в стране будет создано 11 межотраслевых межрегиональных ресурсных центров, которые получат новое оборудование.

Эксперты подчеркивают: у среднего профессионального образовании есть масса преимуществ перед высшим. Гарантия поступления с первого раза без нервотрепки и сумасшедших конкурсов, емкий и быстрый процесс обучения, позволяющий за три года приобрести практические навыки и сразу приступить к работе.

Но на этом фоне статистика трудоустройства выпускников за 2011 год, по словам Веры Гринько, оставляет желать лучшего: 23% выпускников СПО поступают в вузы, 18% пополняют армейские ряды, 49% идут работать. Даже выбирая приоритетное направление, нужно понимать, что никто не гарантирует, что перспективный рабочий кадр будет желаем работодателем по окончании обучения. Все может поменяться. Но в этом случае есть хотя бы официально утвержденный перечень. От модернизации страны далеко не уйти.

Педагоги мечтают о карьере продавца, кадровика или секретаря

Несмотря на нехватку квалифицированных педагогических кадров, сегодня новоиспеченные учителя не стремятся попасть в школы, детсады и колледжи. По данным исследования портала Superjob, более половины дипломированных учителей по окончании вуза так и не приступили к преподавательской деятельности. Самой желанной отраслью для трудоустройства является кадровая сфера: около 25% резюме от выпускников педвузов создаются в целях поиска работы в качестве менеджера по персоналу, рекрутера, инспектора отдела кадров и т. п. Примерно одинаковым спросом пользуются должности в сфере продаж и образования — 17,8%. Обидно и странно, но 13,5% выпускников-педагогов хотели бы работать секретарями, офис-менеджерами или помощниками руководителей.

Зарплаты (руб.)

Полный список специальностей профессионального образования, необходимых для модернизации и развития экономики страны

Профессии начального профессионального образования, необходимые для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации

Специальности среднего профессионального образования, необходимые для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации