Уплатил налоги, но не спится...

Скорая юридическая помощь

1 декабря истекает срок уплаты налогов на физических лиц за 2017 год. Теперь каждый знает: налоги надо платить. Но что делать, если мы не согласны с начисленными суммами? Каким должен быть алгоритм обжалования требования налогового органа, с которым физическое лицо не согласно? Спросим об этом юриста.

В случае если физическое лицо получило требование налогового органа, по которому налог был начислен неправомерно (например, в требовании завышена сумма налога к уплате или лицо вообще не является налогоплательщиком по налогу, указанному в требовании), то у него есть возможность воспользоваться следующими вариантами обжалования требования налоговой инспекции.

1. Обратиться к вышестоящему должностному лицу (руководителю налогового органа).

На имя руководителя налогового органа, который выставил неправомерное требование, можно написать жалобу. Жалоба — просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, законных интересов, в которой указывается, по какой причине требование налогового органа было выставлено в адрес налогоплательщика неправомерно. К жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие требования налогоплательщика. Жалоба рассматривается в течение 30 календарных дней со дня ее регист-рации. Ответ налогового органа направляется налогоплательщику в письменной форме. При этом срок подачи такой жалобы не ограничен.

2. Обратиться в вышестоящий налоговый орган (досудебная стадия урегулирования спора).

Данная жалоба подается через налоговый орган, который отправил требование, в ней отражается причина, по которой налогоплательщик считает выданное ему требование незаконным. Кроме того, к жалобе можно приложить документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение года после того, как налогоплательщик узнал о нарушении своих прав (получил неправомерное требование). Решение по жалобе принимается в течение 15 дней со дня ее получения вышестоящим налоговым органом. Указанный срок может быть продлен руководителем налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при предоставлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Если вышестоящий налоговый орган вынес решение об оставлении жалобы без удовлетворения, то налогоплательщик имеет право подать жалобу в ФНС России в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.

3. Обратиться в суд.

После обязательного прохождения досудебной стадии урегулирования спора налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Заявление может быть подано в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

4. Обратиться в прокуратуру.

Налогоплательщик имеет право обратиться в прокуратуру РФ с заявлением о нарушении своих прав. Однако здесь вопрос до-йдет до рассмотрения только в случае наличия уголовного уклона, который, например, может быть выражен в злоупотреблении сотрудником налогового органа своими должностными полномочиями.

5. Амнистия.

В соответствии с поручением президента РФ, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ предусмотрено списание налоговой задолженности для физических лиц. Списанию подлежит сумма задолженности по имущественным налогам (транспортный, земельный налоги, налог на имущество), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма пени, начисленная на указанную задолженность.

При этом, например, если у вас не был уплачен транспортный налог за 2014 год, то ни он, ни пени, начисленные на него, списаны не будут, так как, согласно налоговому законодательству, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, задолженность по уплате транспортного налога за 2014 год образовалась уже после 1 декабря 2015 года.