Главная Культура Афиша 00:09 30 Ноября 2018 6990
Безруков потерялся в «Заповеднике»

Не надо сличать книгу Довлатова и фильм по ее мотивам

Леонид Павлючик
Кадр из к/ф «Заповедник». Фото: www.kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм по мотивам самой известной повести Сергея Довлатова. Валентин Гафт как-то ехидно пошутил: не страшно умереть, страшно, когда после смерти тебя сыграет Сергей Безруков. Последний и впрямь отметился в ролях гениев мировой культуры — от Моцарта, Пушкина, Есенина и до Владимира Высоцкого. Но надо отдать актеру должное: шансом сыграть еще и Довлатова он не воспользовался. В фильме «Заповедник», созданном по мотивам исповедальной, беззащитно-искренней повести Довлатова, главного героя зовут не Сергей, а Константин. И он не писатель и журналист, как в оригинале, а рок-музыкант. Так что сходства Безрукова с автором «Заповедника» искать не надо. Как и сличать книгу и фильм. Это совсем разные материи

Действие в картине перенесено из застойных и серых 70-х в наши пестрые времена. И это еще одно отличие фильма от блистательного первоисточника. Прежним осталось разве что место действия: Пушкиногорье. Сюда случайно попадает наш рок-музыкант в поисках заработка. После очередного запоя у него кончились деньги, жена с дочкой от безнадеги собрались эмигрировать в Канаду. У героя есть несколько летних месяцев, чтобы привести в порядок раздерганные мысли и чувства, а заодно и подлатать финансы, скорбно поющие романсы.

Благо «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» располагает к задачам подобного рода. Константин устраивается работать в Михайловском заповеднике экскурсоводом (опустим вопрос, кто бы взял сегодня пьющего музыканта на эту должность), поселяется в ветхой, щелястой лачуге вечно нетрезвого хозяина (Виктор Бычков). Сам он с выпивкой решительно завязывает. По утрам бегает до соленого пота, днем проводит экскурсии для то въедливых, то равнодушных туристов, любуется вместе с ними окрестными пейзажами, которые видел еще Пушкин, в изобилии цитирует классика. А ближе к ночи держит оборону от разновозрастных дам, претендующих на его мужское внимание. Невероятно, но факт: изнеженный женским вниманием рок-музыкант блюдет верность жене, которая ему вроде уже и не жена... Режиссер и сценарист Анна Матисон (а по совместительству, да-да, молодая жена Сергея Безрукова) сюжетный каркас повести Довлатова сохранила. Как и часть его блестящих, остроумных диалогов, которые украшают фильм. Но в соответствии с новой профессией главного героя и новым хобби своего мужа, который в последнее время полюбил петь, насытила «Заповедник» музыкальными номерами. Неслучайно первоначальное название фильма звучало так: «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» — и оно куда больше отвечало смыслу и духу того, что мы видим на экране.

По ходу действия на Константина внезапно нисходит вдохновение, в творческом угаре он сочиняет бесчисленные рок-композиции на стихи Пушкина и Довлатова, которые незамедлительно обрушиваются на головы туристов и ничего подобного не подозревающих зрителей. Поет Безруков вполне сносно, но уровень музыкального материала настолько беспомощен (композитор, он же соавтор сценария — Тимур Эзугбая), что особо чувствительная публика побежала из московского кинотеатра «Октябрь», где проходила премьера фильма, уже после первой рок-атаки. Но одной только разнузданной музыкальной экспансией дело в фильме не ограничилось. Режиссер перевела тонкую психологическую прозу Довлатова в жанр аляповато-суетливой комедии, порушив исторический фон, логику событий, причинно-следственные связи. Вместо поэтической и строгой атмосферы сегодняшнего Пушкиногорья на экране возник кислотный сюр. Михайловское превратилось в подобие парка развлечений, этакого Диснейленда для взрослых.

Здесь вовсю торгуют портвейном и водкой. Здесь 50-летний Гоша Куценко с приклеенными рыжими бакенбардами изображает для туристов незакатное «солнце русской поэзии». Здесь есть говорящая гипсовая голова. Здесь пышнотелая американская телевизионщица, снимающая о Пушкине фильм, прикидывается сидящей на ветвях русалкой. Здесь главный герой мастерит рок-гитару из лопаты, ржавых гаек и другой хозяйственной утвари, чтобы обрушить на наши головы мегатонны своей самодеятельной (смотри выше) музыки.

Все это разухабистое действо венчает развернутая, смачно снятая сцена многодневного запоя, в который на фоне внезапного приезда и скоропалительного отъезда жены (Евгения Крегжде) снова впадает наш слабохарактерный герой. Сделать его живым и обаятельным не удалось даже такому мастеру, как Безруков. Ближе к финалу Константин все же вынырнет из алкогольных паров. Оседлает невесть откуда взявшийся в сарае нищего, как церковная мышь, хозяина крутой мотоцикл и рванет на нем в Питер, чтобы проститься с женой и дочкой в аэропорту Пулково, который, не исключено, скоро будет носить имя Пушкина. Того самого Александра Сергеевича, одним воздухом с которым считал за счастье подышать в «Заповеднике» герой Сергея Довлатова.

Подышать же одним воздухом с самим Сергеем Донатовичем зрителям в экранном «Заповеднике», боюсь, не удастся.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 7218
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?