Шерлок Холмс примеряет скафандр

Нашим космонавтам, стартующим в понедельник на МКС, придется ответить на вопрос: где именно орудовал злоумышленник - на Земле или в космосе?

После недавней серьезной космической аварии предстоящий запуск пилотируемого корабля «Союз МС-11», который в понедельник отправится с Байконура к Международной космической станции, мы ждем с особым чувством. Как все сложится на этот раз? Но еще одна интрига ждет на орбите: россиянам Олегу Кононенко и Сергею Прокопьеву предстоит провести в открытом космосе следственные действия.

11 октября ракета «Союз-ФГ», которая должна была доставить очередной экипаж на МКС, потерпела крушение на высоте 45 км через две минуты после начала подъема. Экипаж, наш Алексей Овчинин и американец Ник Хейг, к счастью, благополучно приземлился благодаря четкой работе системы аварийного спасения. Крушение произошло, как выяснилось, из-за нештатного отделения одного из боковых блоков первой ступени ракеты.

Причиной этого ЧП стало механическое повреждение носителя на Байконуре в тот момент, когда подвешенные на тросах «боковушки» присоединяли ко второй ступени — центральному блоку...

Такая же ракета «Союз-ФГ» будет использована и во время предстоящего старта. Волнение понятно. Меры приняты особые, контроль при сборке ракеты в монтажно-испытательном корпусе был самым жестким. Надежность носителя подтвердили и несколько беспилотных запусков, в том числе при недавней отправке грузового «Прогресса» к МКС. Остается надеяться, что декабрьский старт пройдет четко.

В новом экипаже на сей раз трое. Командир — 54-летний россиянин Олег Кононенко, совершивший три длительных полета, отработав на орбите полтора года. До перехода в отряд космонавтов трудился ведущим инженером-конструктором в самарском Ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс». Бортинженер — 39-летняя Энн Макклейн, майор армии США. Это ее первый полет. Американка имеет три диплома магистра наук. В качестве пилота вертолета более года участвовала в боевых действиях в Ираке (216 боевых вылетов). Увлекается тяжелой атлетикой, регби (пять лет выступала за сборную США), велоспортом, бегом.

Третий член экипажа, тоже новичок, 48-летний доктор медицины и астрофизик канадец Давид Сен-Жак. Человек разносторонних интересов. Участвовал в со-здании инфракрасного интерферометра в Японии, работал врачом в медицинском центре в поселении эскимосов, занимался управлением роботов в Космическом центре имени Джонсона... В октябре, когда произошла авария, Давид присутствовал на Байконуре (он был дублером американца Ника Хейга). ЧП не испугало канадца. «Корабль «Союз» очень надежный. Если что-то нештатное происходит, то есть выход из таких ситуаций...»

После октябрьской аварии Роскосмосу пришлось изменить планы. Первоначально старт «Союза МС-11» намечался на 20 декабря, но в силу новых обстоятельств запускать корабль решили на 17 дней раньше. А вот возвращение находящегося сейчас на МКС экипажа в составе Сергея Прокопьева (Роскосмос), Серины Ауньон-Чанселлор (NASA) и немца Александра Герста (ЕКА) перенесли на неделю позже.

Зачем потребовались передвижки сроков? Прежде всего для того, чтобы у Сергея Прокопьева появилась возможность вместе с Олегом Кононенко выйти в открытый космос и попытаться выполнить важное задание Роскосмоса: найти ответ, кто и где просверлил дырку в стенке бытового отсека корабля «Союз МС-09», пристыкованного к МКС. После тщательных проверок осталось два варианта: либо на Байконуре (случайно или намеренно), либо это тайно сделал кто-то из членов экипажа уже в космосе. На интернет-форумах широко обсуждаются оба варианта. Бытует и такая версия: якобы на МКС в августе вышел из строя американский туалет, среди астронавтов начались бытовые сложности, ссоры. И чтобы досрочно завершить невыносимый полет, кто-то отчаявшийся тайком просверлил дырку в надежде, что будет принято решение о досрочной посадке. На мой взгляд, полнейшая чушь. Но многие вполне уважаемые и серьезные люди, с которыми я знаком давно, говорят о том, что дыру сделали в космосе...

Точку в этой странной истории должен поставить осмотр просверленного канала снаружи корабля. Для этого и запланирован выход Кононенко вместе с Прокопьевым. Дело непростое: внешняя поверхность «Союза» не предназначена для работы в открытом космосе, там нет поручней, не за что цеплять карабины страховочных фалов. Но на Земле был разработан детальный план операции.

Выход намечен на 11 декабря. Космонавты доберутся до бытового отсека с помощью грузовой стрелы. Эта расположенная на внешней стороне МКС 15-метровая телескопическая «рука», которой космонавт управляет с небольшого пульта, может передвигаться в горизонтальной и вертикальной плоскости. Кононенко будет находиться на специальной якорной площадке. Зацепив за поручень карабины фалов, он освободит руки.

Стрела доставит к бытовому отсеку «Союза». С помощью специальных ножниц предстоит вскрыть обшивку в том месте, где под ней находится отверстие просверленного канала. Это не так просто. Сначала космонавтам надо будет вскрыть экранно-вакуумную теплоизоляцию, а затем ножницами для металла вырезать небольшую часть противометеоритной алюминиевой защиты. Создатели скафандра очень просили космонавтов работать максимально внимательно и осторожно. Ни в коем случае нельзя повредить космическую одежду острыми инструментами или металлической пластинкой. Ведь за скафандром — вакуум.

Вскрыв обшивку, нужно будет осмотреть отверстие просверленного канала. Если заметны следы герметика, значит, сверлили на Земле. А если следов космонавты не обнаружат, то вывод однозначный: сверлили в космосе. Дело в том, что и с внутренней стороны бытового отсека отсутствовал герметик, когда обнаружили отверстие. А если не было нигде герметика, то с открытой дыркой на корабле станция не могла бы летать почти два месяца.

Вырезанный квадратик противометеоритного экрана и часть экранно-вакуумной теплоизоляции будут возвращены на Землю. Специалисты получат их 20 декабря, когда Сергей Прокопьев вместе с астронавтами совершит посадку в Казахстане. В лабораториях будут изучать эти кусочки...

В любом случае в Роскосмосе (думаю, и в NASA) с нетерпением ждут результатов внешнего осмотра космического корабля. Интересно и всем нам, даже тем, кто безразличен к космонавтике.