07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН В УХОДЯЩЕМ ГОДУ?

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- На пространстве года зримо видны происходящие на

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- На пространстве года зримо видны происходящие на телевидении изменения. Первые два канала на глазах все больше коммерциализируются, что напрямую связано с заполняющим чуть не весь прайм-тайм шоу-бизнесом. Бич эфира - хохмы, популистская болтовня Петросяна, Винокура и их коллег, а также несметные безвкусные песенки в сопровождении эротического кордебалета. Судя по переполненным залам на концертах наших поп-звезд, их фанаты уже превратились в зомби, которые ничего не соображают. И от подлинной русской культуры эта молодежь еще дальше, чем запропагандированные комсомольцы былых времен. Такое впечатление, что для хозяев телевидения оно, в первую очередь, - возможность неограниченного личного обогащения. Зато политика на этих двух каналах подается весьма дозированно и пресно. Это было особенно заметно по освещению "оранжевой революции" в Киеве: тележурналисты явно пасовали перед массовой уличной бесовщиной. А ведь это для славянского мира трагедия, в чем-то сопоставимая с бомбежками Косово и Белграда...
Безусловно, однако, можно приветствовать сериалы "Московская сага" и "Дети Арбата": при всех недочетах это продвижение вперед, они говорят о советской истории правду. Хотя заслон "ползучему сталинизму" должен быть крепче: историческая истина - главная составляющая этой крепости.
В общем, беда ТВ - популизм, сервильность, реклама. А его положительное значение - в новостных, исторических и просветительских программах. Не рейтинги должны стоять во главе угла, а духовное здоровье соотечественников. Не моральный разврат, а продуманная культурная дисциплина.
Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- Во-первых. На мой взгляд, итог телегода зло, но весьма обоснованно подвел на заседании правительства наш министр обороны, сообщив, что ТВ продолжает "дебилизацию населения". Тут, конечно, возмутились либеральные журналисты: мол, не дело военных командовать работниками культуры, мол, не нужны нам "фельдфебели-вольтеры", мол, лучше на себя оборотитесь - уж если где дебилизация, то как раз в армии... Журналисты могут возмущаться сколь угодно, но дебилизация населения действительно продолжается - эти чудовищные телешоу, этот пещерный телеюмор, эти отупляющие телеигры, эти дегенеративные сериалы, про рекламу вообще умолчу!
Однако все это, повторяю, во-первых. А теперь во-вторых. Если приглядеться к телепрограмме, то практически на каждый телевизионный яд можно отыскать противоядие. Есть тупые ток-шоу, но есть и "Синий троллейбус" с Ириной Палей. Есть глупейшие программы, но есть и программа "Цивилизация". Есть нижепоясной телеюмор, но есть и "Дежурный по стране" Михаила Жванецкого и "Вокруг смеха" Аркадия Арканова. Есть убогие телеигры, но есть и "Что? Где? Когда?" и "Умницы и умники". Есть оглушительная попса, но есть и "Оркестровая яма" Артема Варгафтика. Есть сериалы, но есть и настоящее кино... Этот список ядов и противоядий можно множить и множить.
Таким образом, из вышесказанного первого и второго вытекает третье. У Аркадия Райкина был монолог "Федя-пропагандист". Там была такая фраза: "У тебя, Федя, конечно, сила в словах есть. Но ты их правильно расставить не можешь". Вот и в телевизионных программах "сила" есть, только их, по-моему, неправильно расставляют. Не надо даже изобретать ничего нового. Нужно всего лишь переместить в самое смотрибельное время все умные, добрые, благородные программы, а весь телевизионный мусор замести - после полуночи и до восьми утра.
Вот такая моя новогодняя мечта. Понимаю: мечта несбыточная. Но когда же помечтать, если не под Новый год?
Лариса ВАСИЛЬЕВА, писательница:
- Огорчения и радость встретились для меня в одной из передач цикла "Тем временем" ("Культура"). Это своего рода "Небольшая стирка" с претензией на интеллект участников: умеренных "демократов" (в большинстве), неэкстремальных "патриотов" (в меньшинстве), на фоне случайного "народа". Беседы из жанра "в огороде бузина, а в Киеве дядька", когда каждый участник слышит лишь самого себя и (за отсутствием времени, о котором без конца сообщает суетливый ведущий) высказывает обрывки мнений, сводящиеся к древней российской игре западников и славянофилов. В иные времена эта игра становилась кровавой.
Передача тематически мало чем отличалась от предыдущих. В ее текстах и подтекстах мотивы плохих СССР и России, хороших цивилизованных стран Запада, бессмысленное по определению обсуждение возможности слияния России с европейской культурой. В качестве доказательства неизвестно для чего приводились примеры Гоголя, Степуна, Ильина, живших за границей и писавших о России. Ну и что? Гейне как политэмигрант жил во Франции и писал о Германии. Украинец Сковорода вообще не имел места жительства, бродяжничая по свету. Да мало ли таких примеров. В конце передачи примиряющий всех сюжет: похлопывание по плечу деревенского Ивана за то, что он не спился, а помог художнику-подвижнику построить в селе "вавилонскую башню".
Можно было, конечно, выключить телевизор, но я этого не сделала, и радость не замедлила явиться. В конце передачи ведущий неосторожно дал слово человеку из народа. И заговорила прелестная девушка с пышной косой, студентка Юлия. Она потребовала прекратить оскорблять страну, в которой живет, собирается жить и растить детей. И все участники (кроме Н. Бурляева, явно согласного с нею) начали оправдываться, мол, их не так поняли. Как не обрадоваться, что сильные и яркие "дети" уже тут. Они не желают слушать нудного нытья "отцов" о заграничном парадайзе. Они понимают, что в Европе свои "жесткие камни". Они готовы не давать Родину в обиду. Но кто поможет таким чаще появляться на экранах, заполненных молодыми гомункулусами, которых наплодили "отцы" и "матери", страдающие тяжелым комплексом интеллектуальной неполноценности перед западной цивилизацией?
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ, писатель:
- Я человек лояльный и очень люблю, когда мои взгляды на жизнь вдруг совпадают со взглядами высшей власти. Например, правительства в лице его лучших представителей. Недавно именно так и произошло. В последние годы я не раз писал, что через посредство говорящего ящика происходит массовая дебилизация населения. А недавно приблизительно то же самое на заседании правительства заявил министр обороны С. Иванов. Говорят, он даже предложил удалить с экрана убогую программу "Аншлаг". На что другой министр, демократичный Г. Греф, возразил, что не министерское это дело - запрещать телепрограммы, что кому-то может не нравиться футбол - но не отменять же из-за этого репортажи. Проще всего было бы сказать обоим министрам, что этот вопрос вообще не входит в их сферу деятельности. И пусть один занимается обороной, другой экономикой, а у СМИ свои специалисты и свои вожди. Но я готов министров защитить. К сожалению, дебилизация народа прямо касается и их непосредственных обязанностей. Потому что дебилы органически не способны ни удвоить ВВП, ни победить хотя бы в маленькой войне. Дебилы способны только терпеть поражения во всех сферах и на всех фронтах.
Правда, на одном фронте дебилы в уходящем году активно наступали - я имею в виду телефронт. Если так пойдет и дальше, они одержат тут полную победу, и телевизор снова, как при коммунистах, станет "ящиком для дураков". Тем не менее я против оздоровления ТВ административным путем. Слишком хорошо знаю, чем кончаются благие порывы начальства: в процессе борьбы с дебилизацией уберут с экрана Познера и Сорокину, а "Аншлаг" останется.
Георгий КАПРАЛОВ, доктор искусствоведения:
- "В наше время и вкус, и совесть должны запрещать брать героя выходящим из ванны с махровым полотенцем на плече, потому что не у всех есть ванны..." - писал когда-то С. Маршак. Но включите сериал про нашу современную жизнь, и вы увидите экзотические хоромы, кровать размером чуть поменьше футбольного поля и домашний бассейн, в котором можно устраивать международные соревнования по плаванию. Вот так красиво мы живем. И уж, конечно, никто у нас не прозябает в прогнивших и проржавевших домах.
Уже слышатся крики: "Цензуру! Цензуру!" А я присоединяюсь к формуле Маршака: "вкус и совесть". И само собой разумеется, талант. С этой троицей всегда были в согласии выдающиеся мастера российского театра, кино и телевидения. И отказ от высоких традиций - главная беда нашего ТВ уходящего года.
Недавно исполнилось десять лет, как начал свою работу канал "Культура". Уже тогда я выразил в "Труде" опасение, как бы другие каналы не восприняли его появление как возможность окончательно освободиться от той миссии, которую канал "Культура" принял на себя. Мол, зачем говорить о высоком? Для этого есть "Культура". К сожалению, опасения оправдались, на некоторых других каналах "освобождение" сказалось весьма ощутимо.
Но есть и позитивные моменты: в последнее время на ТВ вспомнили классику, великую русскую и зарубежную, а также крупные произведения нашей литературы нового времени. Так появился "Идиот", а затем и вестники серьезного художественного осмысления (при всех почти неизбежных здесь недоработках) нашей недавней истории - "Московская сага" и "Дети Арбата".
Анри ВАРТАНОВ, телеобозреватель "Труда":
- Уходящий год многое открыл в нашем ТВ, в его отношениях с властью. Наконец-то всем стало ясно то, что тщательно скрывали телебоссы. Если прежде они рядились в тогу защитников высокой демократии и яростно защищали свободу слова, уверяя, будто бы она им дороже жизни, то теперь четко определился истинный ранжир ценностей. То, как сразу же, по легкому намеку властей, на ТВ "сдали" видные публицистические программы, говорит о многом. Главными для руководителей каналов оказались отнюдь не идеалы демократии и свободы слова, а размеры сверхприбыли, получаемой от телевизионной рекламы. Поэтому, наверное, смолчавшие в первом случае телевизионщики подняли небывалый шум, когда речь зашла об ограничениях в показе пивной рекламы. И были обескуражены тем, что привычные методы воздействия на депутатов - любителей покрасоваться на телеэкранах на сей раз не сработали.
Страсть телевизионщиков к обогащению не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Она не только дурно влияет на работников других СМИ, но и всерьез деформирует всю систему эфирного вещания. Россия, наверное, единственная страна в мире, где и государственное ТВ живет по законам ТВ коммерческого. Ведь государство не обеспечивает стопроцентного финансирования, и, чтобы не растерять профессионалов высокого класса, каналы пускаются во все тяжкие...
ЛИДЕРЫ РЕЙТИНГА ПО МЕСЯЦАМ
Регион: Москва. Эти цифры означают, что именно такой процент москвичей посмотрел данную программу или фильм.
Январь: "Титаник", х/ф, канал "Россия" - 19,8%
Февраль: "Правдивая ложь", х/ф, Первый канал - 15,05%
Март: "Красотка", х/ф, Первый канал - 17,33%
Апрель: "Улицы разбитых фонарей", сериал, Первый канал - 17,33%
Май: "На безымянной высоте", х/ф, Первый канал - 17,77%
Июнь: ЧЕ по футболу, Россия - Португалия, Первый канал - 19,06%
Июль: ЧЕ по футболу, Португалия - Греция, "Россия" - 15,55%
Август: Олимпийские игры, открытие, Первый канал - 15,01%
Сентябрь: "Диверсант", сериал, Первый канал - 21,1%
Октябрь: "Штрафбат", сериал, "Россия" - 18,6%
Ноябрь: "Кривое зеркало", программа, "Россия" - 17,0%
Декабрь (предварительные данные): "Водитель для Веры", х/ф, Первый канал - 20,0%


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников