04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАРАЩИВАЯ "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ"

Рябухин Сергей
Статья «НАРАЩИВАЯ "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ"»
из номера 019 за 31 Января 2001г.
Опубликовано 01:01 31 Января 2001г.
Вторая половина XX века стала периодом беспрецедентного по своим масштабам развития образования в мире и растущего осознания его жизненно важной роли в обеспечении устойчивого экономического и социального развития государств, укрепления их позиций в мировом сообществе, повышения уровня и качества жизни населения.

В развитии страны огромную роль играют такие факторы производства, как земля, сырье, финансово-промышленный капитал. Но они имеют свои пределы. Безграничен только "человеческий капитал", который выражается в знаниях, умении, навыках, таланте и духовности людей. Таким образом, можно сказать, что экономика XXI века - это экономика наращивания "человеческого капитала".
Пришло время решения проблемы, связанной с нахождением путей соединения двух мощных видов ресурсов государства - природных и интеллектуальных - и умелого использования их для решения экономических и социальных проблем страны. Это можно сделать только посредством развития образования и науки.
Судьба любой цивилизации зависит от непрерывности обновления знаний. В мире идут объективные процессы формирования единого образовательного пространства, ориентированного на всемирное сообщество. Общество все более становится "обществом познания". В силу этого цивилизация всемирного информационного общества диктует необходимость выработки другой парадигмы образования: на смену поддерживающему образованию должно прийти инновационное.
Одним из направлений формирования такого образовательного пространства является развитие технологий открытого образования. Цель открытого образования - создание и интеграция новых образовательных технологий, которые позволяли бы приобщать обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
Система открытого образования решает следующие задачи: открытое поступление в высшее учебное заведение; открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов; свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения; свобода в выборе места обучения: студенты могут физически отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться; переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь"; переход от движения обучающегося навстречу знаниям к обратному процессу, когда знания доставляются человеку.
Традиционная (классическая) форма образования сложилась в Европе около 300 лет назад под влиянием эпохи Возрождения. Происходящий сейчас переход от классического к открытому образованию носит эволюционный характер.
Решение задач открытого образования применительно к России должно осуществляться одновременно на федеральном и региональном уровнях.
Ульяновская область - типичный, средний по размерам субъект Российской Федерации. Вопросам образования в области всегда уделялось большое внимание.
Здесь сформирована и эффективно функционирует сеть высших и средних учебных заведений, производственных училищ и школ. Вузы осуществляют совместную образовательную деятельность со школами города и области путем создания в них лицейских и профильных классов. Большое внимание уделяется развитию системы непрерывного образования "школа-колледж-вуз-предприятие".
Как и во всем мировом сообществе, в области проводится работа по формированию единого образовательного пространства, созданию системы открытого образования. На первом этапе с 1997 г. вузы области начали внедрять в классические образовательные процессы технологии дистанционного обучения.
Работа по созданию системы дистанционного образования, внедрению технологий дистанционного обучения на федеральном уровне проводится с начала 90-х годов Министерством образования Российской Федерации. Одним из лидеров в этом направлении является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
В 1997 г. этот университет и Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ) заключили договор о совместной деятельности по внедрению системы дистанционного образования в области. Договором предусматривалась организация обучения населения по специальностям высшего образования в области экономики и управления.
Первоначально были отработаны методы, средства и технологии дистанционного обучения населения непосредственно в УлГТУ в городе Ульяновске, а с 1998 г. начаты работы по формированию территориально распределенных образовательных структур, то есть обучение с использованием дистанционных технологий начало осуществляться в городах и районах области. В последующем в эту работу были включены филиалы УлГТУ в городах области, а также школы, производственные училища и техникумы, расположенные в сельских районах.
К 2000 г. сложилась структура образовательных учреждений по обучению населения с использованием дистанционных технологий. Она включает УлГТУ и его филиалы в городах Димитровград и Барыш, а также школы, производственные училища и техникумы в районных центрах области: Вешкайма, Инза, Майна, Новоспасское, Радищево, Сенгилей и в поселке Салмановка.
Контингент обучаемых, вовлеченных в единое образовательное пространство, - это школьники (довузовская подготовка), молодежь, окончившая среднюю школу (среднее, высшее, профессиональное образование), работники предприятий, организаций, учреждений (высшее, второе высшее образование и переподготовка специалистов).
Система дистанционного образования базируется на широком использовании новых информационных образовательных технологий, а это требует, чтобы образовательные учреждения были оснащены современной компьютерной и организационной техникой и в первую очередь имели преподавателей, владеющих методами и средствами использования в обучении новых информационных технологий. Переподготовка преподавательского корпуса осуществляется силами ведущих специалистов вузов, а оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой производится в рамках создания областной образовательной, телекоммуникационной сети.
Четырехлетний опыт работы в Ульяновской области по формированию единого образовательного пространства позволяет перейти к программно-целевому планированию и управлению этой сферой деятельности на среднесрочный период (2001 - 2005 гг.). Практической реализацией такого подхода должна стать программа "Создание региональной системы открытого образования".
В 2000 г. Экономический совет Законодательного собрания Ульяновской области совместно с УлГТУ и другими образовательными учреждениями начал и к концу года завершил разработку такой программы. Программа является организационной основой политики администрации, Законодательного собрания Ульяновской области, городских и районных отделов образования, высших, средних учебных заведений и школ области и определяет стратегию разработки и реализации проектов по открытому образованию. Главная цель программы - создание региональной системы открытого образования, обеспечивающей доступ к международным, национальным, межобластным, областным образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и предоставления населению области возможности в получении образования на протяжении всей жизни по месту проживания или работы.
Наряду с определением целей и задач в программе сформулированы направления работ в области дошкольного, общего образования, начального и среднего профессионального образования, высшего и послевузовского профессионального образования. Ресурсные работы включают кадровое и материально-техническое обеспечение. Финансирование программы будет осуществляться как из областного бюджета, так и за счет средств образовательных учреждений, предприятий и организаций. Ожидаемые конечные результаты реализации программы включают: создание единого образовательного пространства на территории Ульяновской области; внедрение информационно-образовательных технологий в учебные процессы в общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведениях; доведение к 2005 г. количества учреждений - участников системы открытого образования - до 100, контингента обучаемых - до 5 тыс. человек.
В настоящее время проект программы находится в стадии обсуждения. В 2001 г. необходимо изыскать средства, в том числе из федерального и областного бюджетов, а также из бюджетов образовательных учреждений - участников программы, которые дадут возможность приобрести в 2001 г. компьютерную и телекоммуникационную технику на сумму 1,6 млн. руб., выполнить пусконаладочные работы в объеме около 0,3 млн. руб., провести научно-исследовательские и хоздоговорные работы силами образовательных учреждений области по созданию учебно-методического обеспечения, новых информационных технологий, методов, средств и форм обучения в системе открытого образования на сумму 800-900 тыс. руб.
Администрация, Законодательное собрание, образовательные учреждения Ульяновской области нацелены на выполнение благородной миссии: предоставлять населению области открытое образование на протяжении всей жизни по месту проживания или работы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников