ЖДИТЕ ОТВЕТА

Врачи давно советовали Вере Батюченко - ликвидатору чернобыльской аварии - перебраться из села Рожны Клинцовского района в более безопасные края, где земля не "светится". Но она все ждала положенной компенсации за оставляемый дом, где вместе с тремя детьми занимает три комнаты.

А три года назад власти вообще отказались выплачивать эти компенсации. Вот как объяснил это председатель чернобыльского комитета Брянской областной администрации Вячеслав Кобец:
- Федеральный закон гарантировал переселенцам право на компенсацию, но в нем не был прописан механизм выплат. Администрация области разработала свой документ, по которому чернобыльцы и получали деньги. Но прокуратура усмотрела в этом нарушение: деньги федеральные, а "выписываются" областью. И все застопорилось. Переселенцы начали судиться с Минфином, в результате районные суды удовлетворили около 140 исков. Но Минфин не спешил выполнять решения судов.
На три года чернобыльцы, по сути, стали заложниками чиновничьих нестыковок. Государство вроде бы дало пострадавшим людям право уехать из загрязненных районов, но при условии, что они пропишутся на новом месте и только потом будут ждать компенсаций за покинутое жилье. Многие покинули отчие дома и временно ютились у родственников, знакомых или снимали жилье. Закон гарантировал возмещение денег в течение двух недель, а ждать пришлось три долгих года. Только минувшей осенью появились необходимые правительственные распоряжения. По новым правилам определять стоимость передаваемого государству чернобыльского жилья должны независимые оценщики. Их представители входят в комиссию областной администрации, которая занимается выплатами компенсаций. В первый список попали 28 человек, недавно рассмотрены дела еще 45. На днях губернатор наконец подписал постановление по переселенцам новой волны. Согласно документу казначейство должно отдать им выстраданные деньги. Но для многих конец скитаний оказался горше самой радиации.
- Мое жилье оценили всего в 160 тысяч рублей, - жалуется Вера Батюченко. - За эти деньги невозможно купить квартиру даже в Клинцах, где тоже неблагополучная экологическая обстановка. А здоровье уже потеряно...
Вячеслав Кобец называет суммы, которые причитаются другим переселенцам: 56 тысяч, 360, 133, 83, 45, 99... Есть, правда, и те, кому государство возместит больше миллиона. То ли дома действительно хороши, то ли удалось найти нескупых оценщиков. Но большинство чернобыльцев за предлагаемые деньги ничего путного не приобретут. Вот и Вера Батюченко махнула рукой на государственные посулы и решила продать дом односельчанину, который не хочет покидать Рожны. Сама она думает перебраться к матери, живущей в том же Клинцовском районе. При этом по крайней мере не потеряет право на чернобыльские льготы. Ведь те, кто выехал в чистые районы, лишаются около 20 тысяч рублей в год.
В деревне Новый Мир, которая соседствует с Рожнами, осталось лишь две семьи. Конечно, никакой перспективы у деревни нет, но больших компенсаций им не предложат, а мыкаться по чужим углам кому хочется... И таких опаленных радиацией сел и хуторов в Брянской области немало. Сейчас в очереди на переселение 219 человек. С началом выплаты компенсаций за бросаемое жилье это число увеличится. Следующая волна переселенцев, говорит Вячеслав Кобец, будет состоять из стариков, больных и обедневших людей. Даже большие суммы не смогут заменить им обжитые места, а уж с крохами, выдаваемыми в дорогу государством, прощание с малой родиной и вовсе горько.