"БОГДАН" ДОЕХАЛ ДО ВОЛГИ

В нескольких километрах от Нижнего Новгорода, в чистом поле заложен новый гигант автомобильной промышленности. Удивление вызывают как размер инвестиций в проект - под $ 800 миллионов, так и сам инвестор - украинская корпорация "Богдан" и "Укравто".

Похожий на обелиск "первый камень" на месте будущего "Uttech" (аббревиатура от названия ООО "Объединенные транспортные технологии") заложили у деревни Сошники Борского района. В ближайшие три года здесь возведут автозавод на десять тысяч рабочих мест. Проектная мощность сопоставима с ГАЗом: ежегодно с конвейера будут сходить 25 тысяч грузовиков, столько же легковушек "Шевроле" и 6 тысяч автобусов "Богдан". Начнут с отверточной сборки, потом производство двигателей и шасси.
На закладку первого камня из Киева прибыли вице-премьер Андрей Клюев и министр промышленной политики Анатолий Головко. От России ждали министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Не дождались. Это местные власти встретили самостийных инвесторов с распростертыми объятиями в ожидании ежегодных 2 млрд. рублей бюджетных поступлений, а в Москве вообще сомневаются в проекте, ссылаясь на проблемы с сертификацией. Вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай подтвердил, что проект "пока не утвержден на сто процентов", но это - вопрос времени. Президент корпорации "Богдан" Олег Свинарчук заявил, что, например, модель автобуса А-092 уже имеет полный пакет российских сертификационных документов.
Украинцы претендуют аж на 10 процентов российского авторынка. На церемонии почти не вспоминали о ГАЗе, расположенном в получасе езды, и о Павловском автобусном заводе. Хотя всем было очевидно, что пришел их прямой конкурент.
Председатель комитета по бюджету и налогам законодательного собрания Нижегородской области Александр Шаронов не видит в этом опасности, поскольку "все мы живем в условиях рыночной экономики, и нельзя же бесконечно поддерживать ГАЗ и ПАЗ". Напротив, депутат Госдумы Александр Курдюмов считает, что нельзя действовать в ущерб интересам собственных производителей. Кому выгодно, чтобы место "пазиков" на российском рынке заняли украинские автобусы? Этот вопрос депутат адресует правоохранительным органам.
Строительные работы начнутся в феврале, но критики проекта уже припомнили украинцам и заявление вице-мэра Киева об отказе от использования "Богданов" на перевозках, и недавний тендер минобразования Украины на закупку школьных автобусов, выигранный группой ГАЗ. Еще говорят, что продажи "Богданов" резко упадут после вступления Украины в ВТО и отмены таможенных пошлин. Вот соседи и ищут новые рынки сбыта - в России и странах СНГ.
Что ж, время рассудит. К 2009 году если не деревня Сошники, то уж Нижегородская область точно станет "российским Детройтом". На Горьковском автозаводе к тому времени начнут собирать "Крайслеры" и "Доджи". В городе Семенове заработают цеха по сборке белорусских автобусов. Павловский ПАЗ тоже обещает новые модели. На Заволжском моторном заводе, объединенном в единый холдинг с УАЗом, будут производить двигатели для "Фиатов", собираемых в Татарстане. Ну и "Богданы" нижегородской сборки подъедут. Будет из чего выбирать. Разве плохо?