КТО Ж ЕГО ПОСАДИТ, ОН ЖЕ ПАМЯТНИК

Когда-то Юрий Лужков не исключал возвращения памятника Дзержинскому на Лубянку. Хотя по закону, для того чтобы установить кому-либо памятник, одного желания мэра или даже общественности мало. В Москве, к примеру, в первую очередь требуется разрешение Комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме и утверждение в самой Думе. Комиссия была создана после скандалов с церетелиевскими шедеврами, когда некоторых москвичей возмутил памятник Петру I к 300-летию Российского флота.

Она уже восемь раз рассматривала вопрос о переносе на прежнее место памятника Дзержинскому. И всякий раз отказывала на том основании, что он не вписывается в нынешнюю застройку Лубянской площади. Председатель Комиссии Сергей Петров это так комментирует:
- В монументальном искусстве есть понятие "градоформирующий памятник", который держит застройку. Памятник Дзержинскому таковым был. Сейчас он там неуместен, поскольку сама площадь видоизменилась: на нее теперь сплошь и рядом "въезжают" дома-утюги.
В парке искусств "Музеон" возле ЦДХ на Крымском Валу Феликс Эдмундович прекрасно себя чувствует. Он там в компании демонтированных Сталина, Свердлова и Калинина. Несмотря на то, что в 1991-м его волоком притащили с Лубянской площади, он нисколько не пострадал и находится в прекрасном состоянии.
Гендиректор "Музеона" Михаил Пукемо о своих экспонатах, а их всего около 700, может рассказывать часами. Даже против скандального Петра I, расположенного по соседству, ничего не имеет против - привык. "Это же произведения искусства!" Михаил Михайлович тоже против переноса памятника и по той же причине - он не вписывается на старое место. "Да и зачем будоражить общество?"
Вес фигуры Дзержинского - 11 тонн, столько же тянет постамент. Для того чтобы установить памятник на Крымском Валу, где прежде были заливные луга, понадобилось вбить четыре сваи на глубину девять метров. Говорят, когда "железного Феликса" подняли на постамент, рабочие ахнули: по его лицу текли слезы! Фигура лежала на земле, в глазницах скопилась и замерзла вода, на солнышке она растаяла, Дзержинский "заплакал"...
ВОТ ТАКАЯ ЗАГОГУЛИНА
Общественные комиссии по установке памятников есть во многих регионах России. Обратиться туда может любой человек, даже если он желает установить памятник любимой бабушке на своей улице. Все заявки рассматриваются, но большинство отвергается.
Сергей Георгиевич рассказывает:
- Не утвердили мы памятник загогулине. Помните, был такой характерный жест у Ельцина? Депутат Евгений Бунимович, который предложил эту идею, видимо, считал, что это свежо и оригинально. Но памятник - вещь серьезная, и парадокс на уровне сиюминутного анекдота не всегда уместен. Отказались и от Володи Шарапова, и от сына полка - он получился какой-то нескладный. Не разрешили установить в Столешниковом переулке композицию из 12 фигур, символизирующих городские типажи. Переулок - 50 метров, где тут 12 фигур разместить? Не приветствуются памятники живущим - плохая примета. Вот для Александра Гомельского сделали исключение - и вскоре умер человек.
В Санкт-Петербурге в прошлом году общественность не разрешила устанавливать памятник Петру I работы Церетели в исторической части города, и Петр остался на заводе "Монументскульптура". На Сахалине три года назад сочли преждевременной установку памятника японскому исследователю Мамия Риндзо. До тех пор, пока труды японца не будут изданы на русском и ученые не оценят его вклад. Хотя было много желающих профинансировать памятник...
Но в каждом правиле есть исключения. В Москве не менее 30 объектов появились без одобрения общественности. В том числе знаменитая композиция человеческих пороков скульптора Шемякина на Болотной площади, памятник Шолому Алейхему, Валентине Гризодубовой, Шаляпину возле его музея, памятники барону Мюнхгаузену, Ходжи Насреддину.
Никто, может, и не возражал бы против Гризодубовой или Алейхема, а вот шемякинские пороки вряд ли получили бы "добро". Ученые из нескольких институтов психологии высказались против уродцев, а им все нипочем. Как стояли, так и стоят. И ничего нельзя сделать: наказания за незаконную установку памятника не предусмотрено, не ясно, кто должен демонтировать. Поставить можно, снести - нет.
ГОГОЛЬ "УБЕЖАЛ" В КУСТЫ
Впрочем, в истории монументального искусства были случаи, когда памятники путешествовали с места на место. К примеру, в 1880 году Пушкина перенесли с Тверского бульвара на площадь, где он сейчас стоит. И зря потревожили поэта. Скульптура была задумана и выполнена так, чтобы находиться в тени бульвара, а сейчас поэт взирает на нас с открытой площадки.
Не повезло Гоголю работы знаменитых скульпторов Андреева и Шехтеля. Но не тому, который сегодня украшает Гоголевский бульвар, а другому, который тут находился до него. Памятник, на взгляд специалистов, был очень удачным, хорош был и антураж - его украшали фонари со львами. Вначале Гоголь "убежал" на Арбат, потом на территорию Донского монастыря, а сейчас находится в одном из дворов на Никитской. На старом месте остались только фонари со львами.
Всех тех, кто так или иначе причастен к монументальному искусству, волнует другое: никто не знает точно, сколько памятников сегодня в России, в каком они состоянии и кто должен их охранять - местные ли администрации, или организации, на чьей территории они находятся, или федеральная власть?
Персональные памятники в Москве Сергей Георгиевич Петров считал лично, поскольку официальных данных нет. Получилось 630. Плюс 500 мемориальных и скульптурных композиций. А что касается вышедших из фавора экземпляров, достойное место им - музеи под открытым небом. В советские времена так удалось спасти от разрушения и разграбления памятники деревянного зодчества.