ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕНА ПРИРОДНОГО ВОПРОСА

Первое в этом году заседание Совбеза имеет и сугубо политический подтекст, связанный с распределением властных рычагов между будущим и нынешним президентами.

Пришедший на смену Владимиру Путину новый хозяин Кремля на начальном этапе будет лишен как силовых (все как один руководители силовых ведомств - лично преданные действующему президенту люди), так и законодательных рычагов власти (парламент контролирует партия, считающая своим лидером именно Путина). Поэтому сейчас перед выборами с предопределенным результатом начинается плавная передача некоторых властных полномочий с одновременной демонстрацией границ власти преемника. Пока что Дмитрий Медведев получает в качестве силового рычага некий калейдоскоп организаций, надзирающих за экологией и техническим состоянием производств, которые на нее влияют. Это продемонстрировала затянувшаяся на две недели история вокруг Росприроднадзора.
Напомним, что интригу в смену руководителей ведомства внес именно Дмитрий Медведев, заявивший в понедельник во время встречи с Владимиром Путиным и членами правительства: "У нас большое количество структур с близкими или сходными компетенциями, и с точки зрения будущего надо определиться, кто все-таки будет профильным центральным органом". Это высказывание породило множество слухов - от расширения полномочий уже существующего ведомства до воссоздания Госкомэкологии.
В том, что изменения последуют, убеждает и личность нового руководителя природоохранного ведомства. Владимир Кириллов окончил Высшее военно-политическое пограничное училище и Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. В 2000-2007 годах был первым вице-губернатором Ленинградской области, отвечал за координацию силовых структур. Однако он не относится к категории "преторианцев" (лично преданных Путину назначенцев из Питера), да и сразу несколько известных политиков в приватных беседах с корреспондентом "Труда" аттестовали нового главу Росприроднадзора как "назначенца Медведева".
Приход Кириллова в ведомство, которое используется в качестве средства давления на крупный бизнес, многие эксперты сочли знаковым событием. Однако масштабных акций по переделу собственности пока никто не ожидает. Для начала последует реорганизация, поскольку в разобщенном виде использовать набор из Роснадзоров как эффективный рычаг власти невозможно. Комбинации могут быть различными: от объединения Росприроднадзора и Ростехнадзора до их слияния с Росздравнадзором. Первый вариант позволяет контролировать бизнес и продолжить реприватизацию без прокурорско-милицейских методов, мотивируя ее борьбой за чистоту страны. Вторая дает возможность проводить социально ориентированные акции (например, охоту на "оборотней в халатах"). Однако и в том, и в другом случае это уже реальные, осязаемые рычаги власти.